Однако когерентная и прагматическая концепции выражают не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются.
Требования непротиворечивости является необходимым, но недостаточным, а требование прагматической полезности выполняется далеко не всегда.
Основные свойства истины:
1) ИСТИНА ОБЪЕКТИВНА. Её содержание не может зависеть от субъекта. Мы можем по-разному выражать её, но не изменять её содержание.
2) ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. Соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях. Поэтому знание может рассматриваться как соответствующее или не соответствующее реальности только тогда, когда заданы условия этого соответствия.
ВСЯКАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНА, И АБСОЛЮТНА.
Под ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНОЙ понимается относительно точное, но недостаточно полное знание о предмете.
Под АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ – абсолютно точное, полное, исчерпывающее знание.
Из относительных истин складывается абсолютная истина в предельно широком смысле. Она есть никогда не достижимый предел знания.
ДОГМАТИЗМ, РЕЛЯТИВИЗМ, СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ
С этих позиций одинаково неприемлемы как ДОГМАТИЗМ, возводящий относительные истины в абсолют, так и РЕЛЯТИВИЗМ, провозглашающий, что все наши знания только относительны и не содержат в себе ничего абсолютного (след., и объективного).
РЕЛЯТИВИЗМ – путь к СКЕПТИЦИЗМУ (позиции всеобщего сомнения) и АГНОСТИЦИЗМУ (учению о непознаваемости мира).
Проблема критериев истины
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ есть способ, с помощью которого мы можем узнать, является ли некоторая информация истиной.
Различают ОПРЕДЕЛЕНИЕ истины и КРИТЕРИЙ истины. Одно дело понимать сущность чего-либо, а другое – владеть способом, методом ее постижения.
ДВА КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ – ЛОГИЧЕСКИЙ и ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Логический критерий.
Логический критерий означает логическую непротиворечивость, то есть согласованность наших знаний. Логическая совместимость сведений об объекте, полученных разными путями и независимо друг от друга – веский аргумент признания их истинности.
Практический критерий - – мощнейшее орудие проверки знания на истинность. Однако у него есть как сильные, так и слабые стороны.
Пользуясь практическим критерием, можно уверенно решать вопрос об истинности СУЖДЕНИЙ О СУЩЕСТВОВАНИИ, но сложнее обстоит дело с ОБЩИМИ СУЖДЕНИЯМИ («все А обладают свойством В»).
Доказать истинность общего суждения практика неспособна, т.к. люди имеют дело с ограниченным кругом явлений.
Целью познания является истина.
Под истиной понимается знание, которое соответствует содержанию объективных, вне нас существующих явлений материального мира и присущих ему законов.
Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует содержанию объективных процессов и не зависит от воли сознания познающего субъекта.
Абсолютная истина в марксистской философии понимается как неискаженное, достоверное, исчерпывающее знание обо всем окружающем мире, объективных законах его бытия.
Абсолютная истина
Через выше указанные формы, то есть через свое «инобытие» АИ развивается и познает себя.
Все завершается полным саморазвитием и достижением абсолютной истины.
Цикл замыкается. Система Гегеля оказывается замкнутой, завершенной, тогда как его диалектический метод подразумевет бесконечный процесс развития и познания (постановка противоречия и его разрешение, затем возникновение нового противоречия и т.д.).
Относительная истина - это достоверное знание о чем-либо (об определенных явлениях и процессах), но в той или иной степени неполное, не исчерпывающее.
Она фиксирует момент неопровержимости истинного знания, но не в любых, а в определенных пределах: относительно определенных свойств, определенных предметов, определенных законов и т.д.
Развитие нашего знания происходит через относительную истину, в которой накапливаются «зерна абсолютной истины».
Истина всегда имеет границу своей применимости.
«Нет истины абстрактной, истина всегда конкретна» (В.И.Ленин).