Философия Р.Декарта.

В 1629-1649 жил в Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе»(1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии»(1644).

Декарт – один из родоначальников «новой философии» и новой науки. Но в отличие от Бэкона, апеллировавшего к опыту, он обращается к разуму и самосознанию.

В основе философского мышления – принцип очевидности, или непосредственной достоверности, что требует проверки всякого знания с помощью естественного света разума.

ЕДИНСТВО НАУК

Декарт считал, что «все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-нибудь одну из них в отдельности от всех прочих».

Единство наук Декарт отождествлял с философией. Основу, базис этой целостности Декарт находит во всеобщем методе.

Декарт считал, что в мире нет ничего, что нельзя подвергнуть сомнению. Можно сомневаться даже в бытии Бога. Нельзя, однако, сомневаться в том, что ты сомневаешься, в том, что ты мыслишь.

«В момент, когда мы отвергаем все то, в чем можем усомниться мы не можем в равной мере предположить, что мы сами, сомневающиеся в истинности всего этого, не существуем». Cogito ergo sum (мыслю следовательно существую).

Если все иллюзорно, то мышление реально. Мышление существует. Мышление есть первая реальность (первая субстанция), которая очевидна из нее самой.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ ПРИРОДЫ

Существование материальной субстанции (природы) следует доказать.

У меня есть идеи, не зависящие ни от моей воли, ни от меня самого и не являющиеся «врожденными». Эти идеи (благоприобретенные) происходят от материальных тел, от природы вне меня.

Наши неразумные действия, желания, страсти не могут исходить ни от Бога, ни от мышления, следовательно они могут происходить только от природы. Поэтому природа должна существовать.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА

1. Если у меня есть идея Бог, ясная и отчетливая, то должен существовать и сам Бог, как носитель этой идеи.

2. Мы либо должны признать наличие Бога, либо объявить себя критерием совершенства.

3. Бог как совершенная сущность должен обладать максимумом положительных признаков, в числе которых должен быть признак существования; а если что-то обладает признаком существования, то оно существует.

4. Только Бог мог соединить во едино (в человеке) две противоположные субстанции (душу и тело).