Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления).

Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность.

Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), движется или покоится, существует во времени ( т.е. является смертной).

Душа находится в голове человека, в шишковидной железе, откуда она управляет телом: посылает сигналы конечностям тела и получает сигналы от них. На основе этих представлений Декарт открыл рефлекторную дугу.

Душе присущи три вида идей:

Врожденные идеи (идея Бога, идея cogito ergo sum, идеи математики, идеи логики, идеи моральных норм, философские идеи).

Благоприобретенные идеи, образованные в результате взаимодействия человека с миром (идея теплого, твердого, идея тела, идея движения и т.п.)

Идеи придуманные мной самим или идеи фантазии (тысячиугольник, химера, домовой и т.п.)

ДУАЛИЗМ

Таким образом, существует две субстанции: мышление и природа, которые, существуют независимо друг от друга, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Такая философская позиция получила название дуализма.

Декарт является основателем классического рационализма.

Рационализм – это философское направление, согласно которому разум является основой нашего познания и поведения в обществе.

Согласно Декарту, разум всесилен. Идеи разума ясны, просты, отчетливы и очевидны, чего нельзя сказать о вещах. Идеи необходимо истины.

Логика нашего разума и логика мира, в котором мы живем, необходимо совпадают.

Кредо рационализма было чуть позже сформулировано Б.Спинозой «Порядок и связь идей в разуме соответствуют порядку и связи вещей в мире, а потому мы можем равно вероятно идти в нашем познании либо от идей к вещам, либо от вещей к идеям».

Декарт – представитель классической механики. Весь мир он представлял как огромный механизм, а отдельные предметы как небольшие механизмы (части огромной механической системы).

Растения, животные можно объяснить законами механики, это тоже механизмы. Человек – механизм, наделенный душой.

Протяжение бесконечно (пустоты нет) и бесконечно делимо.

Другая важнейшая характеристика мира – движение, которое вносится в мир Богом.

Движение относительно, оно может рассматриваться только относительно какого-либо тела отсчета (центра системы координат). Движения вообще не существует.

Каждая точка Вселенной – это маленький вихрь.

В первоначальных хаос материи Бог внес силу, вследствие чего в материи складывались различные типы движения, которые взаимодействовали друг с другом, образуя звезды, планеты, кометы и др. космические тела.

Метод – это совокупность правил, следование которым приводит наш разум к истинному пониманию.

Для построения своего философского метода Декарт берет дедукцию, то есть он идет в познании от общего– наиболее простого очевидного к частному, конкретному - наиболее сложному.

Проблема состояла в выборе начального пункта рассуждения. Таким пунктом для Декарта является мышление, как простейшая субстанция, не требующая доказательства (в чем нельзя сомневаться).

ПРАВИЛА МЕТОДА - Первое правило (правило очевидности). Истинным мы будем считать то, что ясно и отчетливо и в чем нельзя сомневаться. Формой утверждения истины является интуиция. «Очевидность заключается в ясности и отчетливости. Очевидность достигается посредством интуиции» – Декарт «Рассуждения о методе».

Второе правило(правило анализа). Сложную проблему надо расчленить на части, которые были бы ясными и отчетливыми. «Для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного на простое» Декарт.

Третье правило(правило дедукции). Восходить к частному, сложному от простого, ясного, общего. Каждый шаг к сложному должен проверяться интуитивно.

«Осознание движения имеет в качестве исходного пункта мысль о движении, а не его самого» Декарт.

« Первое (анализ) – это грубый факт, второе (дедукция) – это знание как он сделан; между ними посредник – разум» Декарт.

Четвертое правило (правило энумерации). Это выявление полноты условий решаемой проблемы. При восхождении от простого к сложному мы не должны пропустить ни одной ступени.

«Познать нечто значит рассечь его на простые элементы, сделав объектом прямой интуиции, потом снова соединить при помощи связей, выявленных непосредственно интуитивно» Декарт.

ИНТУИЦИИ РАЗУМА

Истины, обладающие безусловной ясностью и отчётливостью – это интуиции разума; положения, которые разум непосредственно, без помощи вывода или доказательства, усматривает как достоверные.

Рационализм и гуманизм Декарта – один из источников философии Просвещения.

Декарт стал самым влиятельным мыслителем 17 века. Его учение получило широкое распространение во Франции, Нидерландах, а затем и во всей Европе, несмотря на то, что в 1663 году работы Декарта были запрещены Ватиканом, а в 1671 году Людовик XIV запретил преподавание картезианства по всей территории Франции.

Влияние этой философии отразилось на многих философских школах и направлениях.

ЭМПИРИЗМ (от греч. – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок сенсуализму.

 

Билет 15

1. Основные направления современной зарубежной философии и их краткая характеристика.

2. Философия Б.Спинозы.

1.

• 1. Экзистенциально-феноменологическое направление.

2. Позитивистско-рационалистическое направление.

• Всё пёстрое многообразие философских течений современности можно подразделить на ДВА ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ.

• Это экзистенциально-феноменологическое направление, противопоставляющий науку и философию (иррационализм);

• и позитивизм, ориентирующийся на «положительное» знание, философию науки.

• Иногда выделяют в, третье направление, возрождённую и модернизированную в 70-е годах ХlХ века, философию Фомы Аквинского – неотомизм.

I. ИРРАЦИОНАЛИЗМ:

• - Экзистенциализм (Кьеркегор, Бердяев, Сартр, Ясперс,

Хайдеггер, Камю);

• - Феноменология (Гуссерль);

• - Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Дильтей, Ортега-и-Гассет);

• - Неокантианство (Риккерт, Виндельбанд, Коган);

• - «Абсолютный идеализм» (Бредли, Мак-Таггарт) – Англия;

• - Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи) – США;

• -Философская герменевтика (Шлейермахер, Дильтей, Гадамер).

• II. ПОЗИТИВИЗМ

• III. НЕОТОМИЗМ

I.Экзистенциально-феноменологическое направление.

Начнём с рассмотрения различных форм ИРРАЦИОНАЛИЗМА.

• ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. – неразумный, бессознательный) обозначает идеалистические течения в философии, которые в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и абсурдный (иррациональный) характер самого бытия.

РОМАНТИЗМ

• Первой формой иррационализма был РЕАКЦИОННЫЙ РОМАНТИЗМ, у истоков которого стоял Ф. Шатобриан(1768-1848). Он знаменует собой разочарование в ценностях Просвещения. Упор делается не на разум, а не чувства, на уход от действительности в мир грёз или в древнюю идеализированную историю. К этой линии можно также отнести Ф.Шеллинга, Ф.Шлегеля, К.Брентано и др.