ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ

• Наиболее полное и яркое развитие и завершение классический немецкий идеализм получил в диалектической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

• У Канта во всех «Критиках» обнаруживается «схема» ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Первое ОТРИЦАНИЕ гласит: Бога нет, т.к. ни его существование, ни его отрицание невозможно доказать лишь с помощью «чистого разума» или научного опыта. Но второе ОТРИЦАНИЕ, т.е. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ, гласит: Бог есть как регулятивный принцип (закон) нравственности (практического разума).

ОБЪЕКТИВЫЙ ИДЕАЛИЗМ

• Данную «схему» Гегель кладёт в основание своего ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА.

• Как представитель ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА, первичным он считал АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ или АБСОЛЮТНЫЮ ИДЕЮ, безличный, оторванный от человека РАЗУМ, а вторичным – всё материальное, но как воплощение и конкретное выражение этой ИДЕИ.

«БЫТИЕ ЕСТЬ СОЗНАНИЕ»

• Согласно его принципу «абсолютного идеализма» БЫТИЕ есть СОЗНАНИЕ (МЫШЛЕНИЕ), а МЫШЛЕНИЕ есть БЫТИЕ, т.к. «первое определение мысли есть бытие».

• Новое заключается в том, что ДУХ, ИДЕЯ – это самопроизвольный непрерывный процесс СТАНОВЛЕНИЯ, ДВИЖЕНИЯ, РАЗВИТИЯ.

• Гегель – завершитель ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ – диалектики АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ как первоосновы и источника всего сущего.

«ПРОТИВОРЕЧИЕ ДВИЖЕТ МИРОМ»

• АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ есть РЕФЛЕКСИЯ, направленность мышления на осмысление собственных форм и предпосылок. Т.о. в нём оказывается налицо единство ТОЖДЕСТВА и его ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – НЕТОЖДЕСТВА, нечто и ничто, субъекта и объекта и т.д.

• ПРОТИВОРЕЧИЕ оказывается в самом ядре АБСОЛЮТА как КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИНЦИП всей системы.

• «Противоречие движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

• Путь самопознания (саморазвития) АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ есть выражение диалектического метода Гегеля, базирующегося на ТРЁХ ДИАЛЕКТИЧЕКИХ ЗАКОНАХ:

• 1. Закон единства и борьбы противоположностей (отражает источник развития);

• 2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, и обратно (отражает механизм развития);

• 3. Закон отрицания отрицания (отражает направление развития в сторону прогресса или регресса).

ТРИАДИЧНОСТЬ

• ТРИАДИЧНОСТЬ характерна и для СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ Гегеля, состоящей из ТРЁХ частей: 1)ЛОГИКА; 2)ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ; 3) ФИЛОСОФИЯ ДУХА.

• ЛОГИКА включает учение о бытии, сущности и понятии. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ включает разделы: механизм, химизм (физика), организм. ФИЛОСОФИЯ ДУХА распадается на субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

• В свою очередь СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ включает антропологию, феноменологию и психологию.

• ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – право, мораль, нравственность.

• А АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – искусство, религию и философию.