ПЕРВЫЙ» ПОЗИТИВИЗМ

• Представителями первой, «классической», формы позитивизма Х1Х века, кроме О.Конта, были Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, И.Тэн, Э.Ж.Ренан – во Франции; Дж.С.Милль, Г.Спенсер – в Великобритании; В.В.Лесевич, П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский – в России).

• Вслед за Сен-Симоном Конт развил идею т.н. ТРЁХ СТАДИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭВОЦИЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (равно как и отдельного ):

• 1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ;

• 2. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СТАДИЯ ;

• 3. ПОЗИТИВНАЯ ИЛИ НАУЧНАЯ СТАДИЯ.

• СОЦИОЛОГИЯ Конта, как «социальная физика», разделяется на СОЦИАЛЬНУЮ СТАТИКУ и СОЦИАЛЬНУЮ ДИНАМИКУ.

• В «Системе позитивной политики» Конт призывает к примирению принципов «порядка» и прогресса, реставрации и революции, представляя социологию как «позитивную мораль», относящуюся не к индивиду, а к человечеству.

• Конт провозглашает создание новой «РЕЛИГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», подробно изображает её культ и катехизис.

Билет 23

1. Классификация античной философии и краткая характеристика этапов античной философии.

2. Философия позитивизма ( логический позитивизм Л.Витгенштейна и Р.Карнапа).

• 1. Античной философиейназывают совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществах в период с 6 века до н.э. по 6 век н.э.

• Античная философия возникает в античных полисах (городах-государствах) Древней Греции, расположенных в южной части Балканского полуострова, на западном побережье Малой Азии и на территории современной Италии.

• Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических, естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством, для которого греческая мифология была почвой, предпосылкой и материалом.

• Значительную роль в подготовке античной философии сыграли «7 мудрецов», чье творчество представляло житейскую практическую мудрость, достигшую обобщения в кратких изречениях – гномах.

• Таким образом, предпосылками античной философии являются:

• - античная мифология;

• - зачатки наук;

• - творчество «7 мудрецов».

• Периоды античной философии

• 1. Натуралистический (VI – V вв. до н.э.)

• Милетская школа, Пифагорейская школа,

• Элейская школа, философия Гераклита, Анаксагора, Эмпидокла, а также атомистика Демокрита.

• 2. Гуманистический(V – IV вв. до н.э.)

• Философия софистов (Протагор, Горгий, Продик и др.)

• Философия Сократа.

• 3. Период расцвета античнойфилософии или период Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.) Формирование двух основных философских направлений – материализма (линия Демокрита) и объективного идеализма (линия Платона).

• 4. Эпоха эллинизма(IV в. до н.э. – V в. н.э.) Этот период начинается с завоеваний Александра Македонского и завершается завоеванием и падением Рима (410 г. н.э.). Этот период объединяет древнегреческую и древнеримскую философии.

Киники (Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Кратет и др.) киренаики (Аристипп из Кирены,Гегесий, Антипатр и др.), эпикурейцы (Эпикур, Метродор, Аполлодор и др.) стоики (Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий и др.) античные скептики (Пиррон, Энеседем, Агриппа и др.)

Учение Платона о бытии и знании.

• Философию Сократа продолжил, углубил и развил до последовательной системы объективного идеализма его ученик Платон Афинский (427-347 до н.э.).

• Отец Платона – Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать – из рода мудреца и законодателя Солона.

• После казни Сократа, Платон совершил ряд путешествий, в том числе в Южную Италию и Сицилию (Сиракузы), где общался с пифагорейцами.

• Сочинения Платона включают 34 диалога: «Протагор», «Критон», «Госудаство», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Теэтет», «Софист», «Тимей», «Законы», «Политик» и др., «Апологию Сократа» и 13 писем.

• Главный вопрос Платон ставит так: что есть сущность (или сущее)? Что есть ИСТИННОЕ БЫТИЕ?

• Все существующее Платон подразделяет на МИР ИДЕЙ и МИР ВЕЩЕЙ.

• Вещи, согласно Платону, никак не могут быть «сущностями», истинным бытием, т.к. они постоянно «текут», изменяются.

• Идеи, или эйдосы, бестелесны, их можно «увидеть» лишь умом («умозрительно»). Идея есть нечто более устойчивое, прочное, неизменное, чем отдельные вещи, именно поэтому она и есть истинное «бытие».

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА

• «Идеи» Платона существуют сами по себе, до, вне и помимо человека, абсолютно. Поэтому позицию Платона называют ОБЪЕКТИВНЫМ ИДЕАЛИЗМОМ.

• Идеи-эйдосы – это прообразы, сущности, «порождающие модели» зримых телесных воплощений, идеальные, совершенные формы.

• Их стремится воплотить в себе, «о-предметить» вечно текучая МАТЕРИЯ.

ИДЕАЛЬНЫЙ МИР ПЛАТОНА

Мир идей – это мир идеальной духовной сущности. Этот мир Платон помещает в область ГИПЕРУРАНИИ, наделяя его неземной красотой и совершенством.

В мире идей нет негативных идей, таких как зло, уродство, несправедливость, вражда, гниль и т. п.

• Мир идей представляет следующую структуру:

• «ПИРАМИДА» ИСТИННОГО БЫТИЯ Мир Платоновых идей упорядочен, образует умопостигаемую ПИРАМИДУ ИСТИННОГО БЫТИЯ.

• Одни идеи «стоят выше» других. Другие им «подчиняются». Так, по Сократу, идея красоты выше идеи животного, т.к. красивым может быть не только животное, но и минерал, и дерево, и статуя, и человек.

• На вершине всей «пирамиды» идей находится ВЫСШАЯ идея – ИДЕЯ БЛАГА (Единого).

• Благо Платона – основное понятие не только этики, но и теории бытия и знания. Благо – даже не одна из идей, не сущность, а то, что «выше пределов сущности», сверх-сущее.

• Оно сообщает всему – бытие, ценность, смысл, порядок, красоту, единство. Благодаря Благу есть и познаваемое, и познающий, и познание.

• Благо – это единое, или Бог: начало, середина и конец всего существующего вообще.

2.Философия позитивизма ( логический позитивизм Л.Витгенштейна и Р.Карнапа).

• Р. КАРНАП Концепция ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА заимствована логическими позитивистами у Б.Рассела и Л.Витгенштейна, основателей ЛОГИЧЕСКОГО АТОМИЗМА.

• Так, Р.Карнап утверждал, что проблемы философии относятся не к природе бытия, а к семантической структуре языка науки. Но тем самым научное знание отрывается от процесса формирования и рассматривается лишь со стороны знаковой формы. Осуществление программы неопозитивисты видели в унификации научных языков на основе т.н. БАЗИСНОГО ЗНАНИЯ, истинность которого полностью и безоговорочно устанавливалась бы путём чувственного восприятия.

• «ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» На этой основе была выдвинута идея «ПРОТОКОЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ». Однако вскоре были вынуждены признать, что не существует положений «чистого» опыта, каковыми должны были бы стать «протокольные предложения», поскольку они предполагают некоторое истолкование их содержания.

ФИЗИКАЛИЗМ

• Тогда Карнап ввёл идею «качественных предметов», а данный язык получил название «физикалистского» (вещного) языка (например, «Эта вещь чёрная и тяжёлая»). Данный этап получает название ФИЗИКАЛИЗМА.

• Но и для таких понятий, как «напряжение», «температура» и т.д. их содержание не может быть сведено к набору эмпирических определений, так как отображают некоторые характеристики объекта, недоступные эмпирическому наблюдению, - тип структуры объекта, его свойства, связи внутри этой структуры и т.д. Тем более это верно по отношению к таким теоретическим понятиям, как «абсолютная температура», «точечная масса»: они вообще не могут быть связаны с предложениями наблюдателя.

 

 

Билет 24

1. Развитие понятия свободы в европейской философии с 17 -20 вв.

2. Философия марксизма (диалектический материализм).

1. ВОПРОС О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ТРИ ОРИЕНТИРА)

В качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривались воля (Шопенгауэр), труд (Маркс), свобода (Сартр), общение (Ясперс), язык (Хайдеггер), игра (Хёйзинга) и др.

Несмотря на все эти расхождения можно выделить, по крайней мере, ТРИ ОРИЕНТИРА, которые определяют основные направления поисков ответа на вопрос о СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ДУХОВНОСТЬ, СВОБОДА, ПРАКТИКА

• В философском мышлении от древности до 18 века таким ориентиром было, прежде всего, представление о ДУШЕ как «внутренней сущности» человека.

• Классическая немецкая философия выдвинула идею о СВОБОДНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в которой, по сути, и проявляется его разумность.

• Развивая эту идею Маркс и Энгельс пришли к выводу об основополагающей роли ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в становлении и развитии человека и человечества.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

• Личность проявляет себя в ПОСТУПКАХ, то есть в действиях, которые она совершает по своей воле и за которые готова нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

• Поступок всегда есть результат СВОБОДНОГО ВЫБОРА. Но свободу выбора нельзя понимать как абсолютный произвол. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет выбор своим внутренним УСТАНОВКАМ, УБЕЖДЕНИЯМ, ПРИНЦИПАМ, которых она придерживается независимо от тех или иных преходящих обстоятельств.