Философия марксизма (диалектический материализм).

Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:

• 1. Философский материализм и диалектику;

• 2. Материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций);

• 3. Экономическую теорию капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);

• 4. Теорию классов и классовой борьбы;

• 5. Теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

• Источниками марксизма являются:

• - Немецкая классическая философия (материализм Л.Фейербаха и диалектика Г.Гегеля);

• - Английская политэкономия (экономические теории А.Смита и Д.Рикардо, в частности, развитая ими трудовая теория стоимости.);

• - Французский утопический социализм (социально-политические взгляды Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна).

Диалектический материализм

 

• Марксизм стоит на позиции материализма, т. е. считает бытие, материю первичной, а сознание, мышление — вторичными.

Сознание — свойство высокоорганизованной материи отражать действительность, поэтому само оно, как свойство, не является материей и не сводится ни к одному из материальных процессов).

• Сознание не только отражает мир, но и изменяет его, поскольку, будучи порождено человеческой деятельностью, оказывает на неё обратное определяющее влияние.

Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету.

• «…Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения…» (В.И.Ленин).

• Любое отражение несёт в себе информацию об объекте отражения.

• Способность к отражению, а также характер её проявления зависят от уровня организации материи.

• В качественно различных формах отражение выступает в неорганической природе, с одной стороны, а с другой — в живой природе и общественной жизни, где оно характеризуется активностью и осуществляется высокоорганизованными системами, обладающими самостоятельной силой реагирования, начиная от биологического обмена веществ вплоть до сознательно-творческой, прогнозирующей и преобразующей деятельности человека.

• Отражение тел неживой природы представляет собой свойство вещей воспроизводить под воздействием других вещей такие следы, отпечатки, реакции, структура которых находится в соответствии с какими-либо сторонами воздействующих вещей. Но эти отпечатки не используются самими телами.

Формы отражения:

• - раздражимость,

• - ощущение,

• - восприятие,

• -представление,

• -мышление.

• Отражение — одно из основных понятий материалистической теории познания.

Теория познания изучает:

• 1.Взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности,

• 2.Отношение знания к действительности и возможности познания мира человеком,

• 3. Критерии истинности и достоверности знания.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАК ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

• Исходным для теории отражения и марксистской гносеологии служит диалектико-материалистический принцип отражения, согласно которому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику — оригиналу.

• Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов:

• - активного извлечения нужных,

• - исключения ненужных, побочных сведений об оригинале.

• Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям.

Практика — основа познания.

• «Человек познаёт в той мере, в какой он действует в и какой он подвергается сам воздействию внешнего мира… Человек побуждается к размышлению главным образом теми ощущениями, которые он испытывает в процессе своего воздействия на внешний мир» (В.И.Ленин).

• На протяжении тысячелетий стихийно совершившийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности.

• Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство практики и практически освоенного научного знания.

• Практику можно считать критерием истины — мерилом, позволяющим разграничить истину и заблуждение.

• Практическое подтверждение теоретических положений, научных предвидений доказывает их истинность.

• Целью познания является истина.

• Под истиной понимается знание, которое соответствует содержанию объективных, вне нас существующих явлений материального мира и присущих ему законов.

Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует содержанию объективных процессов и не зависит от воли сознания познающего субъекта.

Абсолютная истина в марксистской философии понимается как неискаженное, достоверное, исчерпывающее знание обо всем окружающем мире, объективных законах его бытия.

Относительная истина - это достоверное знание о чем-либо (об определенных явлениях и процессах), но в той или иной степени неполное, не исчерпывающее.

• Она фиксирует момент неопровержимости истинного знания, но не в любых, а в определенных пределах: относительно определенных свойств, определенных предметов, определенных законов и т.д.

• Развитие нашего знания происходит через относительную истину, в которой накапливаются «зерна абсолютной истины».

• Истина всегда имеет границу своей применимости.

• «Нет истины абстрактной, истина всегда конкретна» (В.И.Ленин).