Человек в информационно-техническом мире

Проблема духовно-нравственного бытия человека:

§ «Не упусти момент и главное из того, что принадлежит человеку, если хочешь его сохранить»

Древняя мудрость

· В современном мире человек является ключевым моментом. Он должен прежде всего полностью осознать все вызовы и опасности времени (Вывод 18 Всемирного философского конгресса, 1988). Каковы вызовы и основные опасности времени?

· Высвобождение атомной энергии изменило все таким образом, что наши старые пути мышления устарели. Мы сталкиваемся с катастрофическими событиями, небывалыми в прошлые времена. Если человечество хочет выжить, мы нуждаемся в совершенно новых путях мышления. Фундаментальным принципом, считал Эйнштейн, должны стать новые гуманистические основы этики выживания (библейскую идею единства Бога и человека надо заменить идеей единства всего человечества).

Альберт Эйнштейн

 

§ Техника, наука сделали доступными знания о многом, но чем больше информации, технического успеха, тем меньше духовного… Уже зияет бездна, но человек не желает видеть все, как есть.
Ромен Ролан

§ Возникновение духовного мира человека нельзя непосредственно вывести из общих принципов естественного отбора. Но именно духовный мир рождает приоритеты человека, его активность.
Никита Моисеев
Вопрос, по Моисееву, состоит в том, не является ли возникновение духовного мира «ошибкой природы»?

§ «Человеческое в человеке» есть совершенно особое явление: оно не рождается природой, не обеспечено никакими естественными механизмами». Человек – существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается через свои культурно изобретенные формы.
Мераб Мамардашвили
Каковы эти созидательные культурные формы?

§ «В чем состоит человечность человека? - спрашивает И. Хайдеггер и отвечает, - Она покоится в его сущности». Но стоим ли мы на верном пути к постижению сущности человека? Есть множество версий, но все они не добирают до подлинного понимания. Современные гуманистические подходы даже мешают поставить этот вопрос, потому что не соотносятся с античной традицией о цельности бытия.
Будущее человека: проблемы выживания

§ Познай самого себя! Вот путь спасения человека и человечества.

§ Изречение Сократа

§ В наши дни самым большим и, пожалуй, зловещим является незнание человека. Попыткой понять природу человека был озабочен еще Древний Египет. С тех пор прошло 3500 лет и, кажется, существенного прогресса не было достигнуто. Деятельность современного человека становится глобальным источником угроз, она рождает проблемы, влекущие цивилизацию к пропасти.
Василий Налимов
Что бы мог ответить Сократ, оценивая современную ситуацию?:

§ Познание человеком самого себя вышло за рамки этических норм, размышлений о добре и зле; поиск смысла человеческой жизни не направляется его совестью.

§ Нарушилась естественная соразмерность человеческого бытия, вызванная тем, что человек поставил себе на службу успех (в жизни, науке, технике, искусстве, культуре), желание постоянного перехода из бытия «наличного» в бытие «нового», еще не ставшего, а потому вынужденного жить будущим. «Новый человек», пребывая в небытии будущего, мечется, задыхается в наличном бытии и не может понять, кто он.

§ Афинянин был соразмерен своему бытию в настоящем, он не болел «будущим», стремился быть достойным своего времени («Они не знали другого удовольствия, кроме исполнения долга», - писал об афинянах Фукидид). В Афинах не было случаев самоубийств.

§ В современном познании сделан крутой поворот в сторону человека. Возникло множество направлений, связанных с комплексным подходом к изучению человека. Но познавательный бум вытеснил традиционно философские вопросы самопознания человека в свое бытии: как человек становится человеком; в чем смысл его жизни; что означает «полнота бытия». Вольтер как-то заметил, что в «человеческом» есть свойства, которых не может быть половина: добродетель, совесть, свобода. Они или есть, или их нет!
Познать самого себя означает определить, в какой мере самосозидается человек в человеке, а не просто описать его как некую данность.