рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рекомендуемые темы рефератов на основе первоисточников

Рекомендуемые темы рефератов на основе первоисточников - раздел Философия, Учебно-методическое пособие по курсу Философия 1. Учения Древнегреческих Мудрецов О Первоначалах, Бытии И Человеке В Изложен...

1. Учения древнегреческих мудрецов о первоначалах, бытии и человеке в изложении Диогена Лаэртского («О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).

2. Теория идей Платона (Диалоги «Лисистрат», «Протагор», «Пир»).

3. Образ Сократа в диалогах Платона "Апология Сократа", "Критон", "Федон".

4. Диалоги Платона "Гиппий Больший", "Протагор" и "Менон", их основные идеи и художественные особенности.

5. Концепция души и знания в диалогах Платона «Гиппий Больший», «Менон», «Федр».

6. Аристотелевская теория души и гносеология («О душе»).

7. Философско-просветительская концепция Цицерона в книге "Философские трактаты".

8. Философско-теологические взгляды Аврелия Августина в работах «Исповедь» и «О граде Божием».

9. Фома Аквинский: гармония веры и разума («Сумма теологии»).

10. Учение Николая Кузанского о природе человека («Книги простеца», «Об ученом незнании», «Игра в шар»).

11. "Божественная комедия" Данте как философское учение о человеке.

12. Анализ общественной жизни в учении Н. Макиавелли («Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»)

13. Философия человека в «Опытах» Мишеля Монтеня.

14. Теории познания Ф.Бэкона («Великое восстановление наук»).

15. Сенсуализм: основные принципы. Теория познания Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме»).

16. Педагогическая концепция Локка (по работе «Мысли о воспитании»).

17. «Философия оптимизма» и проблема человека в «Философских повестях» А.Вольтера.

18. Диалог как форма развития философско-эстетической мысли в произведении Д. Дидро «Беседы о побочном сыне».

19. Концепция человека и формирование его умственных способностей в работах «О человеке», «Записных книжках» и «Об уме» К. Гельвеция.

20. Философские и социально-политические принципы в произведении Гольбаха «Система природы».

21. Антропология и социальное учение Т.Гоббса в работах «О человеке» и «Левиафан».

22. Философия сердца и разума Б.Паскаля («Мысли»).

23. Рационализм Р.Декарта. Методология («Рассуждение о методе»).

24. Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта («Страсти души»).

25. Основные идеи в работе Б.Спинозы «Богословско-политический трактат».

26. Учение о человеке и человеческой свободе в философии Спинозы («Этика»).

27. Философские воззрения Г.В.Лейбница в работах «Монадология» и «Новые опыты о человеческом знании».

28. Концепция предустановленной гармонии и закономерности природно-человеческого мира в философии Лейбница («Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла»).

29. Д.Юм: принципы образования знания («Трактат о человеческой природе»).

30. Педагогические идеи эпохи Просвещения (по работе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»).

31. Философские основы нравственности в работах И. Канта "Основы мета­физики нравственности" и "Критика практического разума".

32. Практическая философия и педагогика И. Канта («Антропология с прагматической точки зрения»).

33. Обоснование теоретического знания в «Критике чистого разума» И. Канта.

34. Учение И.Г. Фихте о деятельном субъекте, активности его сознания.

35. Субъективность и объективность; понятие «интеллектуальной интуиции» в работе «Наукоучение» И.Г.Фихте.

36. «Одиссея духа» в учении Ф.В.Й. Шеллинга («Система трансцендентального идеализма»).

37. Понятие «основания человеческого бытия» и человеческой свободы в работе Ф.В.Й. Шеллинга «Философское исследование о сущности человеческой свободы, и связанных с ней предметами».

38. Эстетическая концепция Шеллинга в работе «Философия искусства».

39. Эстетическая концепция Гегеля в работе «Лекции по эстетике».

40. Человек и мир человека в работах А.Шопенгауэра «Афоризмы житейс­кой мудрости», "О ничтожестве и горестях жизни".

41. Концепция мира-представления в работе А.Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

42. Истина, познание и нравственность в философии А.Шопенгауэра («Мир как воля и представление»).

43. Обоснование концепции социально-экономического развития общест­ва в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология».

44. Исследование материалистической диалектики в работах Ф. Энгельса «Анти – Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» и «Диалектика природы».

45. Позитивизм О.Конта в работе «Курс позитивной философии».

46. Взгляды С.Кьеркегора на человека и человеческую жизнь в работах «Страх и трепет» и «Или-или».

47. Работа Кьеркегора «Дневник соблазнителя» о стадиях человеческой экзистенции. Теория веры.

48. Теория морали Ф.Ницше в работах «Антихристианин» и «Генеалогия морали».

49. «Преодоление человека в философии» Ф.Ницше и сверхчеловек («Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра»).

50. Религиозно-философские воззрения в работе Г.С.Сковороды «Сад божественных песен».

51. Судьба России в работах П.Я.Чаадаева «Философические письма» и «Апология сумасшедшего».

52. Семейное и общественное воспитание в отечественной культуре XIX века (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Ключевский).

53. Философские и социологические идеи А.С. Хомякова. Идея соборности.

54. Идеи революционного просветительства Д.К. Писарева в работе «Исторические эскизы».

55. Концепция безгосударственного общественного самоуправления М.А. Бакунина в работе «Государственность и анархия».

56. Проблема философии и науки в теоретическом наследии А.И. Герцена («Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке»).

57. Г.В. Плеханов о роли личности в работе «К вопросу о роли личности в истории».

58. Учение Н.Я.Данилевского о культурно-исторических типах в работе «Россия и Европа».

59. Культурно-историческая концепция К.Н.Леонтьева (сборник работ «Восток, Россия и Славянство»).

60. Русский космизм на примере трактата Н.Ф.Федорова «Философия общего дела».

61. Принцип созидательной деятельности человечества в работе Н.Ф. Федорова «Философия общего дела».

62. Понятие «существа человеческого духа» в работе П.Д. Юркевича «Из науки о человеческом духе».

63. Рассмотрение основных начал нравственной философии Вл. Соловьева в работе «Оправдание добра».

64. Проблема мира человека в работе Вл. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве».

65. Эстетическая концепция Вл. Соловьева в работах «Красота в приро­де», «Общий смысл искусства».

66. Метафизика Всеединства и софиология в работах В.С.Соловьева «Оправдание добра» и «Чтения о Богочеловечестве».

67. Проблема смысла жизни в работе Е.Н.Трубецкого «Смысл жизни».

68. Религиозно-философские воззрения В.В.Розанова в работах «Опавшие листья», «Темный лик».

69. Проблема свободы и творчества в работе Н.А. Бердяева «Смысл творчества».

70. Основные идеи труда «Философия свободы» Н.А.Бердяева.

71. Учение о личности Н.А.Бердяева («О назначении человека»).

72. Этическая доктрина работы Б.П.Вышеславцева («Этика преображенного Эроса»).

73. Учения о личности и истории в работах Л.П.Карсавина «О личности» и «Философия истории».

74. Софиология С.Н.Булгакова в его работах «Свет невечерний» и «Купина неопалимая».

75. Главные положения труда С.Н.Булгакова «Философия имени».

76. Софиология П.А.Флоренского («Столп и утверждение истины»).

77. П.А.Флоренского о формах художественного выражения религиозного самосознания в работах «Иконостас», «У водоразделов мысли».

78. Учение С.Л. Франка о природе «непостижимого» («Непостижимое»).

79. Концепция бытия человека в работе С.Л. Франка «Непостижимое».

80. Философские идеи в работах Л.И.Шестова «Афины и Иерусалим», «На весах Иова».

81. Этическая проблематика в работе И.А.Ильина «О сопротивлении злу силой».

82. Русская идея: прошлое и настоящее (В. Соловьев «Три силы», «Русская идея», Н.А.Бердяева «Русская идея»)

83. Проблематика образования в трудах русских мыслителей XIX-XX веков (В.В. Розанов «Педагогические работы», В.В.Зеньковский «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»)

84. Гуманистические аспекты педагогики (по работе В.В. Зеньковского «Русская педагогика в XX веке.).

85. Проблема взаимообусловленности образования и воспитания в работе Пирогова Н.К. «Быть или казаться».

86. Философские раздумья о человеке в книге Николая Рериха «О вечном».

87. Традиции нравственной философии Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и современность (по книге Ю. Давыдова «Этика любви и метафизика своеволия»).

88. Различие славяно-русской и западноевропейских религиозно-философских традиций в истолковании человека.

89. Философия языка как выражение «мыслительности» и духовной жизни человека в работе А.А. Потебни «Философия языка».

90. Теория мифа в работах А.А. Потебни «Миф и слово», «Характер мифо­логического мышления».

91. Анализ мифа как жизненной реальности в книге А.Ф. Лосева «Диалектика мифа».

92. О соотношении научного, философского и религиозного мировоззрений (по работе В.И. Вернадского «Научное мировоззрение», С.Л. Франка «Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки», «Философия религии»).

93. Концепция качественной специфики человека в работе Н.П. Дубинина «Что такое человек».

94. Сознание и деятельная концепция личности в работе А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

95. Творческая способность человека и проблема «учиться мыслить» в работе Э.В. Ильенкова «У истоков мысли».

96. Концепция сознания в работе М. Мамардашвили «Как я понимаю философию».

97. Проблема красоты творческих усилий личности в работе А.Ф. Лосева «Дерзание духа».

98. В.Дильтей: науки о природе и науки о духе («Описательная психология»).

99. Особенности наук о духе (по работе В.Дильтея «Введение в науки о духе»).

100. Философия культуры в работе О.Шпенглера «Закат Европы».

101. Антропологические открытия О.Вейнингера в работе «Пол и характер».

102. Смысл и задачи феноменологии. Понятие «жизненного мира» в работе Э.Гуссерля «Кризис европейских наук».

103. Работа М.Хайдеггера «О гуманизме»: понятие экзистенции.

104. Основные идеи экзистенциализма Ж.-П.Сартра («Экзистенциализм – это гуманизм» и роман «Тошнота»).

105. Техника как объект философского анализа (статьи М.Хайдеггера «Вопрос о технике» и К.Ясперса «Современная техника» в книге «Новая технократическая волна на Западе»)

106. Возникновение и сущность государства (Т.Гоббс «Левиафан», Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

107. Диалогические основания культуры (по работам М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» и М. Бубера «Я и Ты»).

108. Символическая интерпретация человека и культуры (Э. Кассирер «Опыт о человеке»).

109. Этика науки и моральная ответственность ученого.

110. Философия жизни Г. Зиммеля (по работе Г. Зиммеля «Созерцание жизни»).

111. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К.Ясперс «Философская вера»).

112. Человек и идея «осевого времени» в работе К. Ясперса «Смысл и назначение истории».

113. Понятие времени в феноменологии (по работе Э. Гуссерля «Феноменология внутреннего сознания времени»).

114. Проблемы психической регуляции поведения человека (по работе З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции»).

115. Концепция структуры личности в работе З. Фрейда «Психология бессознательного».

116. Концепция бытия человека в философии М. Хайдеггера («Бытие и время»).

117. Проблема бытия и мышления в книге М. Хайдеггера «Разговор на проселочной дороге».

118. Поиски решения проблемы бытия человека в работе Ж.- П. Сартра «Бытие и ничто».

119. Бытие человека и философия абсурдности в книге «Бунтую­щий человек» А. Камю.

120. «Введение в философию человеческой культуры» (М. Шелер «Положение человека в космосе», Е. Финк «Основные феномены человеческого бытия» // «Проблемы человека в западной философии»).

121. Социальная обусловленность жизни человека и проблема свободы в книге Э. Фромма «Бегство от свободы».

122. Учение В. Франкла о смысле жизни в книге «Человек в поисках смысла».

123. «Эстетика человеческого» и проблема дегуманизации искусства (по работам Г. Белля «Франкфуртские чтения", Ортеги-и-Гассета «Дегуманиза­ция искусства», В. Вайдле «Умирание искусства»).

124. Концепция ценности человеческой жизни в творчестве Г.К. Честертона (по книге Г.К.Честертона «Вечный человек»).

125. Человек культуры и культура человека (по работам М. Вебера «Наука как призвание и профессия», Ж. Маритена «Ответственность художника»).

126. Концепция этического начала культуры в книге А. Швейцера «Культура и этика».

127. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и современное глобальное мышление («Биосфера и ноосфера»).

128. Предназначение историка в культуре (по работе М. Блока «Апология истории или ремесло историка»).

129. Проблема интерпретаций в гуманитарном знании (по работе П. Рикёра «Конфликт интерпретаций»).

130. Глобализация и столкновение цивилизаций как реалии современного мира (по работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»).

131. Достоинства и риски постиндустриального общества (по книге У. Бека «Общество риска. На пути к другому модерну»).

132. Перспективы человека в условиях глобальных проблем современности (У. Бек «Общество риска», К. Лоренц «Оборотная сторона зеркала»).

133. Вера и разум в неотомизме (Э. Жильсон «Философ и теология», Ж. Маритен «Философ в мире»).

134. Философия постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар «Состояние постмодерна», Ж.Бодрияр «Символический обмен и страсть», Ф.Гваттари, Ж. Делёз «Что такое философия?»)

135. Постмодернистская топография письма. (Ж.Деррида «Письмо и различие»).

136. Размышления о конце истории (по работам Ф. Фукуямы и П.Дж. Бьюкенена «Смерть Запада»).

137. Религия, ее место и роль в современном мире (Панарин А.С. «Православная цивилизация в глобальном мире»).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие по курсу Философия

План... Предфилософия Культурно исторические предпосылки возникновения... Понятие мировоззрения его основные исторические типы мифологическое религиозное философское...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рекомендуемые темы рефератов на основе первоисточников

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Пояснительная записка
… При составлении основных разделов пособия за основу были взяты следующие программы: «Программа основного базового курса по философии» (Госстандарт), аттестованная Республиканским центром

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ
Учебная дисциплина «Философия» обладает высоким уровнем сложности, является трудоемкой и объемной, в связи с чем предусматривается обязательное посещение лекционных занятий для получений системы це

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

Перечень рекомендуемых информационных ресурсов, содержащих библиотеки философских текстов
1. Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM" http://www.auditorium.ru/aud/index.php 2. Библиотека Института Философии РАН - http://philosophy.ru/library/library.html

Мировоззрение как форма самосознания человека
Триада: МИР ЧЕЛОВЕЧЕСТВО         Я

Темы докладов, сообщений
1. Буддизм и конфуцианство как выражение характерных черт философии Древнего Востока. 2. Понятие макрокосма и микрокосма в досократический период греческой философии. 3. Взаимосвя

Темы докладов, сообщений
1. Постановка проблемы человека в философии софистов, Сократа, Платона. 2. Особенности сократического диалога. 3. Диалектика Платона. Соотношение вещей и идей. 4. Отличит

Основные проблемы
· проблема «удивления» перед тем, что есть (Что есть человек? Что есть мир? Почему есть многое, а не одно?); · проблема мирообъяснения и поиска первоначала в античной космологии;

Ключевые понятия
догмат схоластика теоцентризм теология апологетика христианство универс

Основные проблемы
· пересмотр «греческой мерки» человека и зарождение христианского гуманизма; · природа общих понятий, “универсалий” (реалисты и номиналисты); · проблемы соотношения знания и веры,

Темы докладов, сообщений.
1.Научная революция: общая характеристика, формирование нового типа знания. 2.Познавательные способности человека: проблемы, пути

Философия XVII – XVIII вв., ее специфика
Ø в сфере культуры на первый план стало выдвигаться научное знание (этот период называют “веком науки”); Ø в философии идет поиск доказуемых истин и сравнение их с истинами н

Основные проблемы
· проблема человека и Бога (Р. Декарт), · «Бог есть», т.е. он «бытийствует», обладает бытием. Благодаря ему происходит единство телесного и духовного начал. Человек активно формирует свое

ЗАНЯТИЕ 5
ДИАЛЕКТИКА МИРА И ЧЕЛОВЕКА В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Занятие проводится в форме обсуждения основных проблем с выделением докладов и содокладов оппонентов. Решение ситуационных

Темы докладов, сообщений.
1. Немецкий романтизм и преодоление французского «просветительского романтизма». 2. Проблема свободы и необходимости в немецкой классической философии. 3. Человек как феноменально

Как единое духовное образование
§ Сходное понимание роли философии, в истории человечества как критической совести духовной культуры. «Философия есть… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» (Гегель). § Придание фи

Основные проблемы
· проблема человечности человека (И. Кант): «Чрезвычайно важно для человека знать, как надлежащим образом занять свое место в мире, и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеко

Темы докладов и сообщений.
1. Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи. 2. Марксистская концепция общественно-экономической формации. 3. Отчужденный труд и общество отчужденного человека: проблема

Суть материалистического понимания истории
- «Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих» (К. Маркс). «Люди – и авторы, и актеры собственной драмы» (К. Маркс). - Развитие общества есть естественноисториче

Сущность человека
Ø «…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.3)

Вопросы для обсуждения и самопроверки
1. В чем проявилась самобытность русской философии ХIХ – начала ХХ века и каковы ее характерные особенности? 2. П.Я. Чаадаев считал, что Россия отличается наличием «культурной пустоты» сво

Темы докладов, сообщений
1. Славянофилы и западники: основной смысл дискуссии и ее современное значение. 2. П.Я. Чаадаев о христианстве и исторической судьбе России. 3. Русская идея в творчестве Вл. Солов

В русской философии
  Славянофильство (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) Западничество (П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, М.А. Бакунин,

Особенности русской философии
1. Русская философия по сути своей нравственная философия с ее “оправданием добра”. Она включает в себя проблему человека, человеческой природы, философию религии, философскую теологию, особую соци

Вопросы для обсуждения и самопроверки
1. Сознание есть неотъемлемое свойство человеческой жизни. Сознавать – значит вести себя со знанием дела, сознательно. Кажется, что все сводится к знанию. Но почему сознание на

ТИПЫ ПОНИМАНИЯ СОЗНАНИЯ
Ø СОЗНАНИЕ КАК СУБСТАНЦИЯ ОСОБОГО РОДА; Ø СОЗНАНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ИСКРЫ БОЖИЕЙ, НАДМИРОВОГО БОЖЕСТВЕННОГО РАЗУМА; Ø СОЗНАНИЕ КАК НЕЧТО ОБУСЛОВЛЕННО

Вопросы для обсуждения и самопроверки
1. В деятельности, считал А.Н. Леонтьев, происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ. Взятая с этой стороны деятельность, выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопере

Темы докладов и сообщений
1. Деятельность как специфически человеческий способ отношения к миру. 2. Политика как основной институт современного общественного бытия человека. 3. Политическая организация и п

Вопросы для обсуждения и самопроверки
1. Почему в истории философии наблюдались крайности в процессе познания (эмпиризм и рационализм)? 2. История познания, по определению Эйнштейна, есть «драма идей». В чем суть этой драмы?

Темы докладов и сообщений
1. Познание как способ выражения человеком себя и утверждения в мире. 2. Конструктивная роль субъекта познания. 3. Воображение и творчество, их роль в процессе познания.

Рациональность
v Рациональность как абсолютная общезначимость. v Рациональность как мысленное конструирование идеальных объектов. v Рациональность как следование разумной норме.

Основные проблемы
· проблема возможностей и границ человеческого познания; · проблема критериев научности в современной философии науки; · проблема культурных парадигм: сциентизм и антисциентизм;

Вопросы для обсуждения и самоконтроля
1. Человек – культура – образование: современные проблемы и решения. 2. Хосе Ортега-и-Гассет ввел понятие “человек – масса” . Он считал “человек – масса” - новый варвар, который претендует

Культура и цивилизация
1. Сходство: культура и цивилизация – это процесс и результат человеческой деятельности, историческое развертывание творческих сил и способностей человека, направленных на удовлетво

Правила и нормы моральных ценностей (А. Моруа).
– Нельзя жить для себя, думать только о себе. Это верный путь к несчастью, разладу с самим собой; – В жизни надо стремиться действовать, а не жаловаться на абсурдность мира; – Над

Вопросы для обсуждения и самоконтроля
1. Всемирных философских конгрессах активно обсуждается проблема человека (в 1993 г. «Человечество на переломе: философские перспективы», в 1998 г. «Философское понимание человека»). Беспокойство в

Темы докладов и сообщений
1. Человечество перед лицом глобальных проблем. 2. Современные способы предотвращения негативных последствий научно-технического прогресса. 3. Поиск гармонизации отношений человеч

Человек в информационно-техническом мире
Проблема духовно-нравственного бытия человека: § «Не упусти момент и главное из того, что принадлежит человеку, если хочешь его сохранить» Древняя мудрость

Основные стимулы развития научного знания
ü для технической науки является производство, ü для естественных наук - базовые потребности человечества (открытие новых источников энергии, борьба с болезнями и т. п.),

Основные проблемы
· гуманистический потенциал, его возможности влияния на современный научно-технический прогресс; · техника и нравственность; · человек и глобальные проблемы современности: насилие

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА, ЗАЧЕТА, ЭКЗАМЕНА
1. Предфилософия. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. 2. Предмет философии, структура и основные аспекты философского знания. Место философии в культуре. 3

Мысли в эпоху Возрождения
I период (XIV-XV вв.) Гуманистическая ориентация и проблемы антропоцентризма философы гуманисты II период (XV-XVI вв.) Возрождение неоплатонизма («малый мир» - чел

Николай Кузанский о познании, Боге, мире и человеке
Кузанский считал, что подлинным делом философа является охота за мудростью, при этом под мудростью он подразумевал не то, что постижимо, не то, что доступно разуму, но бесконечную мудрость. Шествие

Утверждение всеобщего единства
Ø гуманисты утверждали единство человеческой природы: новое понимание природы человека («естественный человек» М.Монтень): единство души и тела, отсутствие сознания собствен

Ключевые понятия
Возрождение Ренессанс антропоцентризм гуманизм творческая индивидуальность природа человека

Тезаурус
§ «ученая религия» - соответствие платонического понимания любви и христианского (Марсилио Фичино); § «ученое незнание» - обоснованное понимание непостижимой сложности природы Бога (Никола

Основные проблемы
· проблема творческой индивидуальности человека, его активной деятельности; · проблема нового понимания “природы человека” (единство души и тела, принцип доброты человеческой природы);

Итог гуманистических учений Ренессанса
Мыслители Возрождения хотя и возвратились идейно к античности, все же не совсем отказались от христианства, они как-то сорастворили их. «Природа, — говорил Лоренцо Валла, — то же, что и Бог, или по

Вопросы для обсуждения и самопроверки
1. Почему произошел «величайший прогрессивный переворот» в эпоху Возрождения во всех сферах общественной жизни? 2. Назовите культурно-исторические и социальные предпосылки возникновения гу

Темы докладов и сообщений
1. Гуманизм как философское миропонимание. 2. Антропоцентризм и его характерные особенности. 3. Эпоха, которая “нуждалась в титанах и породила титанов” (Ф. Энгельс). 4. П

Причины многообразия школ и направлений в философии XIX- XX вв.
1. Реакция на ситуацию, в которой, загипнотизированный развитием науки, человек признал в ней единственное мерило своей жизни и, вследствие чего, отринул традиционную философию как «не» и «до» науч

Школы и направления философии XIX- XX вв.
Ø Сциентистское направление: позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер); эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус); неопозитивизм (М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейхенбах, аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Ви

Позитивизм
Позитивизм (лат. positivus - положительный) – сциентистское направление, считающее науку средством решения всех социальных проблем и исключающее из ее состава любые непроверяемые и

Постпозитивизм
Постпозитивизм сделал акцент на изучении не логики науки, а ее истории. Постпозитивисты исследовали социальные и культурные аспекты развития науки. В результате они пришли к выводу: ü

Экзистенциализм
Вводит в философский обиход такие понятия, как: бытие-в-мире повседневность и решимость понимание

Проблемы философии экзистенциализма
· Проблема человеческого бытия. Что значит быть самим собой. · Каким может стать человек. Выйти за пределы самого себя, стать чем-то большим, чем я есть. · Что первично: человек и

Вопросы для обсуждения и самопроверки
1. Какие причины обусловили пересмотр традиций и принципов классической философии? 2. Какие новые проблемы выдвинула философская антропология ХХ века? "Мы всегда в ситу

Темы докладов, сообщений
1. Взаимосвязь “философия – наука”: новая постановка вопроса, характерные особенности. 2. Новое качество антропоцентризма: переход от философских обоснований к сциентистским. 3. П

Понятие времени
  Время-1 Время-2 статическое Динамическое гомогенное (количественное) гетерогенн

Тезаурус
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС - нарушение взаимосвязей внутри экосистемы или необратимые явления в биосфе

Основные проблемы
логоцентризм или антропоцентризм: поиск единых метафизических оснований религии и науки; новая эра отношения к природе и проблема места человека в мире; проблема смысла быти

Диалектическая взаимосвязь природы, общества и человека
Система “природа-человек”: - человек не выделяет себя из природы (ранний период); - человек стремится жить в согласии с природой (античный период); - природ

Цивилизационное общество и концепция “осевого времени”.
В становлении цивилизации был особый период (ок. 500 лет до н.э.), который Карл Ясперс назвал “осевое время”. В этот период произошло «рождение и мировых религий, и философии», «возникли предпосылк

Основы гражданского общества
Политико-правовые: - разделение властей, - децентрализация власти, - свободный доступ граждан к участию в государственных и общественных делах,

Основные проблемы
· единство природного и человеческого фактора: современные проблемы и решения; · проблема поиска глобального равновесия в мире; · проблема статуса человека и его выживаемости в со

Выскажите свои суждения.
Как Вы думаете, почему К.Маркс считал, что история человечества складывается таким образом, что постепенное освобождение человека из-под власти природы, в результате технологического прогресса, при

Существенные признаки науки
ü объективность, универсальность и необходимость научного знания; ü системная организованность; ü знания отражают достаточно глубокие, существенные связи изучаемых

Введено современным американским историком науки Т. Куном.
- господствующая в данной области науки совокупность теоретических знаний, методологических и ценностных установок, принятых научным сообществом; - «набор» предписаний (регулятивов), котор

Специфика гуманитарного познания
Гуманитарные науки — это науки о человеке, истории, культуре, реализующие культур-центристскую исследовательскую программу: v познание качественной характеристики событий; v укоре

Диалог как структура понимания.
Диалог в широком смысле слова: - поколений - культур - цивилизаций Диалог в узком смысле слова: - обмен информацией между двумя людьми, противопоставлен

Основные проблемы
· проблема обоснования научного знания; · проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в.; · проблема сосуществования различных стратегий научного исследования: стратегий конф

Двуединство человека
§ Человек находится где-то на грани, «посередине». Он не только в определенной степени содержит признаки существующих «над ним» (Бог) и «под ним» (животное), но и разделяет их основные свойства.

Смысл человеческой жизни
ü Жизнь как наслаждение и счастье. ü Жизнь как желанная цель. ü Жизнь как страдание (буддизм). ü Экзистенциальный смысл жизни: жизнь как абсурд (А.Кам

Природа и задачи нового гуманизма, так называемого гуманизма с конкретным и улыбчивым лицом.
в экономическом плане в социальной сфере духовные горизонты поощрять инновационный и лично

Ключевые понятия
антропология личность традиция культура индивидуальностью подлинность д

Тезаурус
Личность– категория описания человеческой индивидуальности, включающая в себя, прежде всего социальные и духовно-нравственные аспекты; Становление личности – процесс форми

Основные проблемы
· проблема установления сущности человека; · проблема понимания антропосоциогенеза; · проблема соотношения биологического и социального в человеке; · проблема жизни и сме

ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРУЕМЫХ КУРСОМ КОМПЕТЕНЦИЙ
ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА ЗАНЯТИЕ 2. МИР И ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В СИСТЕМЕ АНТИЧНОГО КОСМОЛОГИЧЕСКОГО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ
ТЕМА № 5. БЫТИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ТЕМА № 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ПЕРЕСМОТР ТРАДИЦИЙ, МНОГООБРАЗИЕ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги