Николай Кузанский о познании, Боге, мире и человеке

Кузанский считал, что подлинным делом философа является охота за мудростью, при этом под мудростью он подразумевал не то, что постижимо, не то, что доступно разуму, но бесконечную мудрость. Шествие ума к истине рассматривается Кузанским как процесс постоянного совершенствования, расширения (наполнения) знаний и именуется им «ученым незнанием». В основе «ученого незнания» лежит та простая мысль, что у нас есть знание о существовании бесконечности и сознание непостижимости этой бесконечности. Иначе, мир сам по себе есть зеркало Бога, где каждая индивидуальная вещь должна по-своему быть отражением Бога. И именно от Бога у всякого творения цельность и единство, отличенность и связь со Вселенной, и чем больше в нем единства, тем оно подобнее Богу. Отсюда следует, во-первых, что совершенно одинаковых индивидуальных вещей не существует, и, во-вторых, все вещи взаимосвязаны в одном мире, существуя наилучшим возможным способом.

Более всего целостность мира просвечивается в человеке, соединяющем в себе материю, органическую жизнь, чувственную животную жизнь и духовное разумение. Посредством разума, который Кузанский считает образом вечности и единства, а также живой мерой и оценщиком всех вещей, человек отражает в себе несовершенным образом, т. е. только символически, божественное единство. Только благодаря разуму человек человеческим образом способен прийти ко всему, он имеет силу постигнуть парадоксальность и противоречивость для него божественного бытия, высшим выражением которого является Христос — Бог и Человек. Христос есть единственное и необходимое средство соединения человека с Богом. «Человек, - писал Кузанский, - есть бог только не абсолютно, раз он человек; он – человеческий бог. Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он – микрокосм или человеческий мир. Область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой потенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом; а в качестве бога он по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему все». (Н. Кузанский. Соч. в 2-х т. Т.1. – М., 1979. - с. 259-260). Если Бог содержит все созданное в себе как первообразы, то человеческий род — как отношение и ценности. Мыслитель сравнивает Бога с чеканщиком монеты, а человека – с менялой, определяющим ее ценность. Бог может все создать, человек — познать. Человек есть бог и Вселенная, однако он ограничен хронологическими и пространственными пределами: он — микрокосм.