Итог гуманистических учений Ренессанса

Мыслители Возрождения хотя и возвратились идейно к античности, все же не совсем отказались от христианства, они как-то сорастворили их. «Природа, — говорил Лоренцо Валла, — то же, что и Бог, или почти то же». И это «почти» привело их к оправданию мира и прославлению природы человека («феномен Леонардо» - творчески активная, способная продолжить на земле божественное творение, безгранично свободная, самодостаточная, всесторенне и гармонично развитая личность).

Совершенный Бог не может иметь несовершенных творений. Значит, все природное – божественно, и познание и преодразование его составляет главную цель человеческой деятельности. Если самосохранение – естественное чувство человека, то безнравственных наслаждений не существует. Добродетелью является все, что ведет к наслаждению, как телесному, так и духовному.

Философия – послание к жизни, упражнение в свободе, признание превосходства «дел человеческих» над всеми остальными. Самый тяжелый порок – быть никчемным. Созерцание без действий бессмысленно. Человек – homo faber (человек деятельный, производящий). Философы эпохи Возраждения считали, что можно овладеть таинственными силами природы с помощью «натуральной магии», отсюда получает распространение астрология и алхимия.