Причины многообразия школ и направлений в философии XIX- XX вв.

1. Реакция на ситуацию, в которой, загипнотизированный развитием науки, человек признал в ней единственное мерило своей жизни и, вследствие чего, отринул традиционную философию как «не» и «до» научное знание. Наука все – философия ничто! Философия изжила себя («долой философию»), «каждая наука – сама себе философия».

2. Кризис техногенной цивилизации, который изменил систему ценностей человека и общества, привел к развитию дегуманизации общества, к «обесчеловечиванию» человека. Потребность ответа на вопрос: нравственная деградация – это результат развития науки и техники или же декаданс (упадок) ценности самой философии?

3. Повышение роли философии как знания о бытии (о мире в целом) в период научных революций.

4. Результатом глобализации стало духовное взаимопроникновение различных культур, а, значит, и самобытных философий Китая, Индии, Японии, Америки, Европы.

5. Нарастающее недоверие к идеалам рационализма (потому, что он не затрагивает всех сторон человеческого бытия), культу науки и техники возвысило роль иррациональных факторов в человеческой жизни и познании.

6. Изменение в понимании целей и задач философии, ее роли и назначения в обществе подорвало доверие к ее классическим постулатам. Возникли противоречивые представления:

§ философия должна изучать «элементы научного познания» и создавать идеальный язык для успешного развития научного знания;

§ философия – «строгая наука», она должна различать “факты и сущности” и описывать то, что «явлено сознанию»;

§ философия не описывает мир, она лишь истолковывает тексты;

§ философия не должна допускать “опасные заражения” наукой, которой нет дела до человека; задача философии исследовать «смысл бытия человека», возможности его существования;

§ философия должна стремиться «навстречу религии», обосновывать необходимость связи веры и знания;

§ философия должна исследовать культуру во всех ее измерениях, отказываясь от всех догм и от надежды найти истину.