В становлении цивилизации был особый период (ок. 500 лет до н.э.), который Карл Ясперс назвал “осевое время”. В этот период произошло «рождение и мировых религий, и философии», «возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории». – М., 1994. – с.32.). В Китае в это время жил Конфуций, в Индии – Будда, в Иране – Заратустра, в Греции – Парменид, Гераклит. Те сообщества людей, которые были “втянуты в осевое время”, развивались интенсивно (европейская и новоевропейская цивилизация). Для них было характерно распространение печатного слова, письменных текстов, установление подлинной связи между людьми – она «духовная, а не родовая и не природная».
Система “человек-человек” в новоевропейской цивилизации.
- становление человека в человеке как «опытийно-личностный эксперимент»;
- «человек в среде» и проблема социального самочувствия человека;
- «массовая культура» и порождение усредненого человека (“Das Mann”);
Три разновидности натуралистической идеи человека:
- понимание человека через систему влечений питания (Фокс);
- через систему влечений к размножению и половых влечений (З.Фрейд, фрейдизм);
- систему влечений к власти (Ф. Ницше, Э Юнгер).
Антропосоциогенез, его комплексный характер:
а) труд как фактор антропосоциогенеза (орудийная деятельность, производство);
б) роль языка в процессе антропосоциогенеза и в формировании сознания;
в) возникновение нравственности и регулирование брачных отношений как важнейшие этапы становления человека.