§ Человек находится где-то на грани, «посередине». Он не только в определенной степени содержит признаки существующих «над ним» (Бог) и «под ним» (животное), но и разделяет их основные свойства.
§ Человек в обязательном порядке имеет две сущности: общую (родовую) и собственную (индивидуальную). Согласно одной, он человек (а не что другое), согласно же другой – «такой человек».
§ Человек — это существо вечно недовольное самим собой и способное превзойти самого себя (Н. Бердяев).
§ «Личность обладает телом, находящимся в его распоряжении» (Г. Генстенберг).
§ Человек проводит жизнь в борьбе с самим собой, в противоборстве между «хочу» и «надо».
§ Человек имеет двоякую установку — натуральную и эйдетическую (Э. Гуссерль).
Два аспекта жизни человека:
· жизнь человека как живого существа (биологические концепции жизни).
Натуралистически-виталистической понимание человека:
- через систему влечений питания (Фокс),
- через систему влечений к размножению и половых влечений (З.Фрейд, фрейдизм),
- систему влечений к власти (Ф. Ницше, Э Юнгер).
· жизнь человека в культурно-исторической реальности (внебиологические концепции).
Философия жизни:
- психологическое толкование жизни (В.Дильтей),
- жизнь есть движение к еще большей жизни («более-жизнь») и жизнь как переход в высшее состояние («более-чем-жизнь») (Г.Зиммель),
- жизнь как «длительность» (А.Бергсон),
- дух, идеирующий жизнь, и жизнь, оживотворяющая дух (М.Шелер).
Вывод: человек в физическом и биологическом смысле — существо в основном завершенное, но в духовном отношении он находится в процессе становления, развития.