рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия всеединства соловьева.

Философия всеединства соловьева. - раздел Философия, Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии В Одной Из Своих Первых Публичных Лекций “ Исторические Дела Философии” В....

В одной из своих первых публичных лекций “ Исторические дела философии” В.С.Соловьев (1853—1900) назвал первоначальной философской интуицией провозглашение “нового, неслыханного слова: все есть одно”. Следовательно, обособившееся, разделившееся множество явленностей этого мира социальности есть проявление единой сущности. “Все есть одно — это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и братское единение”. Идея всеединства всю жизнь сопровождала В.Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. Основы учения о всеединстве как начале и цели мирового процесса, концепции истории и человека изложены В.Соловьевым в докторской диссертации “Критика отвлеченных начал” (1880), в работах: “Духовные основы жизни” (1884);

“История и будущность теократии” (1886); “Россия и вселенская церковь” (1889); “Красота в природе” (1889); “Смысл любви” (1892—1894); “Теоретическая философия” (1897—1899);

“Определение добра” (1897—1899); “Три разговора” (1900).

Соловьеву были чужды и славянофильство, и западничество. Широкие перспективы всеединства, в которых ставились вопросы совершенствования мира, преодоления индивидуализма, осуществления христианских идеалов любви, достижения абсолютных ценностей определяли его всемирно-историческую точку зрения. Из идеи всеединства вытекал и принцип свободы.

Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. “Я называю истинным или положительным всеединство такое, — писал Соловьев, — в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия”. Если “положительное всеединство” потенциально объемлет собой и человека, указывая ему цель и смысл жизни, следовательно, сущность человека не может быть редуцирована, сведена к каким-либо частным его определениям и т.п. Отсюда истинная суть человека есть живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но “новый духовный человек”. Осуществление “живого всеединства”, по Соловьеву, свершилось в лице Христа. Оно явилось для людей “как высшая сила, которая овладела ими, но которою они не овладели”. Соловьев уточняет: в том хаосе, которым являлся мир далекого прошлого, истиной Христа овладели “немногие” человеческие души (“избранные”, по Достоевскому). И христианская идея свободного человеческого единения, всемирного братства снизилась до “христианства домашнего”, лишь до индивидуальной жизни немногих душ человеческих. Для основного же большинства Христос как живое воплощение всеединства, гармонии идеального и материального стал далеким и непостижимым фактом. Так христианская идея стала формализмом церковной организации, безуспешно пытающейся одухотворить общество, социальные отношения, самого человека верой в “чудо, тайну, авторитет”, повторяя Достоевского, писал Соловьев. В таком “храмовом, неистинном христианстве” человек, по мысли философа, находится в еще большем духовном рабстве, нежели язычник перед силами природы. Философия идеализма (от Декарта до Гегеля), восстав против лжехристианства, освобождает, по Соловьеву, разум от химер и тем самым открывает путь христианской истине. Богочеловечество, богосовершенство искать надо не в окружающем мире, но в самом человеке, в его “свободно-разумной личности”. Благодаря “рациональной философии” к этой идее человек должен прийти “от себя, сознательно, свободно”. Французский материализм восстановил материю и развил значение материального начала в мире и человеке. С точки зрения Соловьева, тем самым материализм также послужил христианской истине о воскресении и вечной жизни тел.

Разнонаправленными путями философия идеализма и материализма, “делая человека вполне человеком”, восстановила его полноту божественного всеединства. Теперь, по Соловьеву, остаются задачи практического осуществления всеединства для человечества в целом, чтобы христианство стало “всечеловеческим миром”, где исчезнут национальный эгоизм, вражда, разделение человечества на соперничающие народы.

Об “истинности” христианства как осуществлении “всечеловечества”, объединяющем народы не только верой, но и “всемирным общим делом”, Соловьев, в частности, говорит во второй речи памяти Достоевского (1882). Главным окончательным условием такой Бесчеловечности является свобода, гарантом которой является Бог, совершенный человек Христос и “бесконечность души человеческой”.

Мысль Соловьева об изначальной свободе воли, данной человеку, различные аспекты замысла философа о воссоединении бытия со всей очевидностью являются производными библейской мифологемы сотворения человека, Эдема. Всеединство как принцип бытийного устроения, строящегося из многоразличных элементов, связанных и сообразных так, что часть тождественна целому, по преимуществу является философской экзегетикой, рационализированным толкованием новозаветной символической характеристики цельного и совершенного устроения (“да будет Бог во всем” (1 Кор. 15, 28). Так философия всеединства, предполагающая укорененность здешнего бытия в божественном, включается в русло религиозной философии как “светского богословия”.

Поскольку всеединство является центральным онтологическим принципом, постольку смысл сущего и должного рассматривается Соловьевым только в тех измерениях, которые раскрывают их причастность, внутреннюю соотнесенность с божественным. Соловьев в своей онтологии идет за Иоанном Дамаскином, за православием и Платоном. Философ увлекался Кантом и проштудировал все аргументы последнего против эмпиризма, рационализма и мистики. Однако кантовский критицизм, направленный на гносеологическое исследование границ и содержания познания, Соловьев отвергает как субъективизм. Эта установка определяет у него зависимость процесса познания от предпосылок структуры бытия, зависимость гносеологии от онтологии. Поэтому концепция Соловьева (и аналогичные теории) получили название“онтологической гносеологии”. То есть акт познания является развертыванием идеи воссоединения бытия: познание рассматривается здесь именно в качестве воссоединяющей активности, работы воссоединения, в итоге которой устанавливается актуальное единство познающего и познаваемого.

Но если Истина бытия задана, то все остальное при “истинном”, нормальном ходе истории может только свидетельствовать о ней. Отсюда появляется понятие смысла. “Под смыслом какого-нибудь предмета, — писал Соловьев, — разумеется его внутренняя связь со всеобщей истиной”. Смещение внимания философа с проблем анализа бытия на смысл сущего, причастного к Абсолютному, соотнесенного с Ним, кроме религиозных оснований обусловлено реакцией Соловьева против отвлеченного, исключительно теоретического знания современной ему европейской философии. Им руководило стремление укрепить личностное начало в мире, обосновать приоритет субъекта сущего. Ибо только человек как единственное сущее в этом мире может любовно содействовать раскрытию, высвобождению божественных потенций мира и тем самым — утверждать в настоящем идеал будущего. Поэтому в целом теорию Соловьева можно назвать экзистенциологией, учением о сущем. Для самого мыслителя последовательное осуществление и проведение на практике обеих вер — веры в Бога и веры в человека — сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества.

Философской архитектоникой идей Богочеловечества и Всеединства в концепции Соловьева является теургия —мистическое восхождение к Первоединому, Богу. Стремясь к универсальному синтезу науки, философии, религии, Соловьев создает возможность “цельного знания”, которое вместе с “цельным творчеством” образует “цельную жизнь”. Одним из средств к достижению этого является магия любви, эстетическое творчество как “общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности”.

Сам акт творения, преображающий хаос, разрозненный мир в космос, есть длительный процесс мистического соединения “лучезарного небесного существа Софии” с реальной стороной, материей мира. Человек как интенция всеединой сущности в этом процессе является посредником, связующим звеном. Импульсом и реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир, является искусство, красота которого демиургична по отношению к природе и теургична с точки зрения окончательного состояния будущего мира. Элементы эстетической теургии в учении “ Становящегося Абсолютного”, т.е. Богочеловечества, проявляются в своеобразной эротической утопии Соловьева, в его магической концепции любви и творчества. Задача эротической магии Соловьева — преодоление в единичной человеческой телесности односторонностей мужчины и женщины, что, с его точки зрения, должно способствовать “воскрешению природы для вечной жизни” и восстановлению истинного “цельного” человека. Таким образом магия любви и эстетического откровения у Соловьева являлась теургическим механизмом, приводящим весь мир к Всеединству и Богочеловечеству, являющемуся центральной категорией историософии мыслителя.

Воплощение для философа есть не единичный факт явления Богочеловека Иисуса, а постоянный процесс и общий метод спасения человечества и вместе с тем одухотворения мира. Поднимаясь к Богочеловечеству, люди вместе с собой поднимают природу, которая в конце концов обратится в светлую телесность царства очищенных духом. Но процесс этот длителен. Очищение и возрождение мира должно быть только проявлением свободы воли Запада и Востока. В 3-й речи о Достоевском (1885) Соловьев, отклоняясь от идей писателя, развивает и утверждает свои мысли. Он видит задачу христианства в примирении Запада и Востока. Симптомом “упразднения... многовекового раздора между Западом и Востоком” он считает “упразднение спора между славянофилами и западниками” в русской мысли. “Россия достаточно показала Востоку (нехристианскому — авт.) и Западу свои силы в борьбе с ними, — теперь предстоит ей показать им свою духовную силу в примирении”.

Идея “ взаимной необходимости ” христианского Востока и Запада является развитием “христианской политики” Соловьева в свете очерченной им же всемирно-исторической перспективы человечества, завершающего себя в Богочеловечестве. Идея “вселенской культуры”, культуры богочеловеческой, у мыслителя приобретает теократические черты, характеристики “нового средневековья”, о необходимости наступления которого уже прямо будет писать его почитатель и продолжатель идей Н.Бердяев.

Идея “собирания” христианского общества в живое “всечеловеческое” единство как “внутренняя русская задача”, идея России, “снимающей” все противоречия между Западом и Востоком, сознание неразрывности, единства исторического процесса сохранялись и проповедовались Соловьевым до конца его дней. “Сцена всеобщей истории страшно выросла за последнее время и теперь совпала с земным шаром”, — писал он незадолго до своей смерти.

26. христианский экзистенциализм бердяева.
11.6. ХРИСТИАНСКИЙ экзистенциализм М. БЕРДЯЕВА Выдающаяся роль в формировании и развитии экзистенциализма принадлежит М. 0. Бердяеву (1874-1948 гг.) Он родился в Киевской губернии, учился на юридическом факультете Киевского университета св. Владимира. В 1898 г. был арестован за участие в социалистическом движении. Молодости стремился соединить марксизм с неокантианством, но впоследствии отказался от этих теорий, заинтересовался философией В. Соловьева и приступил к созданию самостоятельного христианского мировоззрения. В 1922 г. по обвинению в различии с «советской идеологией» его выслали из России. Сначала поселился в Берлине, затем переехал в Париж. Работал в Христианской союзе молодежи, впоследствии - редактором религиозно-философского журнала «Путь». Умер за письменным столом во время работы. Основные труды: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт исправления человека »,« Смысл истории »,« Опыт эсхатологической метафизики ». По Бердяеву, главным противоречием, с которой мы должны начать разработку мировоззрения, является противоречие между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух субъект жизни, свобода, огонь, творческая деятельность; природа - объект, вещь, необходимость, определенность, пассивность, недвижимость. В царство природы принадлежит все объективное и субстанциальный (под субстанцией понимается неизменное, замкнутое бытие), множественное и делимое в пространстве. Психическая жизнь также относится к царству природы. В царстве духа противоречия преодолеваются с помощью любви, отсюда дух является ни субъективной, ни объективной реальностью. Философские системы, которые не основаны на духовном опыте, является натуралистическими, отражают мертвую природу. Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни и в человеческой творческой деятельности. Те, кто имел духовный опыт, не нуждаются рационального доказательства существования Бога. В своей сущности божество иррациональное и надрациональне. Оно выходит за пределы естественного мира и может раскрыть себя только символически. Символы в религиозной философии связываются с мифами - такими, как, например, миф о Прометее, о грехопадении, о спасителя. Символы действительна естественной реальность, понятной через ее сверхъестественное значение, потому рождения богочеловека от девы Марии, ее жизни в Палестине и его смерть на кресте являются действительными историческими фактами, и в то же время они являются символами. Духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью. В учении о свободе Бердяев выделяет три ее вида: 1) первичная иррациональная свобода или непринужденность, 2) рациональная свобода, т.е. выполнение морального долга; 3) свобода, проникнута любовью к Богу. Человеческая иррациональная свобода находится в «ничто», из которого Бог сотворил мир. Это «ничто» - первичный принцип, опережающий Бога и мир. Свобода первична по отношению добра и зла, она обусловливает как добро, так и зло. По мнению Бердяева, действия существа, имеет свободу воли, не может предусматривать даже Бог, поскольку эти действия полностью свободны. Он отрицает всемогущество Бога и утверждает, что Бог не творит воли существ вселенной, а просто помогает тому, чтобы воля становилась добром. Особый интерес для Бердяева представляет проблема личности. Она - не субстанция, а творческий акт, она неизменна в процессе преобразований. В личности целое предшествует частям. Реализация личности означает восхождение от подсознательного через сознательное к сверхсознательного. Сущность природы человека искажена, потому что она отошла от Бога. В существ, отстранились от Бога и друг от друга, нет непосредственного опыта духовной жизни, они страдают от болезни изоляции. Возрождение человека означает его освобождения от природы, победу над рабством и смертью, понимание личности как духа, как существование, которое не может быть объектом и не может быть выражено общими идеями. Поэтому Бердяев называет свою философию экзистенциальной или персоналистской. Но истинный экзистенциализм идет не от Хайдеггера или Ясперса, а от Блаженного Августина, который выдвинул на первый план концепцию «субъекта». Общество, нация, государство не является личностными, человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому право человека и его долг - защищать свою духовную свободу от государства и общества. В жизни государства, нации и общества мы часто находим темную, демоническую силу, которая стремится подчинить личность человека и превратить ее в простое орудие для своих собственных целей. В общественной жизни процесс объективизации и условные правила искажают совесть человека. Чистая, настоящая совесть может проявиться только в личности и через нее; все должно быть подчинено юрисдикции этой «экзистенциальной» совести, не испорченной объективацией. В своих этических воззрениях (т.е. анализируя второй вид свободы) Бердяев отстаивает точку зрения, что любая разница между добром и злом является результатом грехопадения, и опыт добра и зла возникает тогда, когда иррациональная свобода приводит к отречению от Бога. Узаконена этика и узаконенное христианство приспособлены к требованиям общественной повседневной жизни, и поэтому они полны условностей и ведут к лицемерию и деспотизма. В связи с этим Бердяев требует терпимости в борьбе со злом и указывает на более высокую стадию «Боль жизни гораздо могущественнее интерес к жизни. Вот почему религия всегда побеждать философию ». В. Розанов нравственного сознания, которая находит свое выражение в этике любви к Богу, она основана на явлении богочеловека в мире и принятии ею страданий из любви к грешникам. Сын Божий может помогать мира только личным вступлением в трагедию мира, для того чтобы осуществить внутри мира единство любви и свободы, которая ведет к превращению и обожание мира. Это возможно только путем восхождения к третьему виду свободы, проникнуть любовью к Богу. Следовательно, преобразование и обожание предусматривают свободную любовь человека к Богу поэтому христианство является религией свободы. Общественная жизнь, считает Бердяев, - это организация, основанная в большей степени на лжи, чем на истине. Чистая истина не всегда бывает безопасной, - чаще она разрушительна, она действует как взрывчатое вещество и приводит к приговору над миром и до конца мира. Чистая истина всегда экзистенциальная; в общественной жизни мы пользуемся объективирован познанием истины, которая, будучи экзистенциальной, все же приспособлен к нуждам миллионов людей. Во многих работах Бердяев касается философских аспектов политических проблем. Он считает, что исторический процесс состоит в борьбе добра против иррациональной свободы. «Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода. Вот почему история такая сложная. Судьба превращает человеческую личность на арену иррациональных сил истории. В определенные периоды своей истории народы подчиняются власти судьбы; человеческая свобода менее активна, и человек чувствует себя отделенной от Бога. Это особенно заметно в судьбах русского и немецкого народов. Христианство признает, что судьбу можно преодолеть, но ее можно будет преодолеть только через Христа ». Когда иррациональная свобода достигает господства, то реальность начинает распадаться и возвращаться к исходному хаоса. В общественной жизни крайней формой возврата к хаосу является революция, в которой народ теряет свою духовную свободу. Крайние ее элементы - якобинцы, большевики, которые представляли себя свободными творцами нового будущего, - на самом деле обращаются не к будущему, а к прошлому, прикованы к нему злобой, завистью и местью. Революции не создают, а разрушают; творчество начинается «Если вы хотите коснуться тайн национального бытия, то задумайтесь глубже и серьезнее над еврейским вопросом. Если неистребимая, неповторимо оригинальная и таинственная сила еврейства в истории не дает вам чувство национальности, то вы безнадежны ». Н. Бердяев только в период реакции, которая приходит на смену революции, тогда появляются новые формы жизни, к которым люди были подготовлены всем прошлым. Девизом нашего собственного времени является «освобождение творческих сил человека»; центр тяжести переносится из божественных глубин на собственное человеческое творчество, которая стремится усовершенствовать жизни путем покорения природы, не прибегая к помощи Божией. Но это ведет к исчезновению индивидуальности, поскольку нерелигиозный гуманизм способствует потере человечности человеком. Это закономерно, ведь человек, презрев в себе высший принцип - образ Бога, обречена быть рабом более низких вещей. Человеку угрожают новые формы рабства, они являются результатом социализма, который подменил истинную соборность, основанную на любви и религиозном преображении человека, фальшивой, основанной на принудительном служении личности обществу ради удовлетворения материальных потребностей. Социализм открывает новые разногласия в человеческой жизни. Он никогда не достигнет освобождения человеческого труда, не обогатит, не установит равенства, а только приведет к новой вражде между людьми, к новым формам гнета. Устранение голода и нищеты «не решает духовной проблемы»; человек остается один на один, по-прежнему, «с таинством смерти, вечности, любви, познания и творчества». И действительно, более рационально устроена общественная жизнь ведет к напряженности, к трагическому конфликту между личностью и обществом, личностью и космосом, личностью и смертью, временем и вечностью. Бердяев принадлежит к той группе философов-мыслителей, которые стремились развивать христианское мировоззрение. Он оригинально показал, как мало добра в нашей личной, общественной и церковной жизни. Как и Лев Толстой, он смело раскрывал недостатки нашего образа жизни и учил видеть те, которые мы не замечаем. Бердяев защищал мнение, что христианство - религия любви, а следовательно - свободы и терпимости. Он боролся против превращения относительных ценностей на абсолютные. Бердяев является поборником западноевропейского и русского гуманизма, абсолютной ценности личности и ее неотъемлемых прав на духовную свободу и приличные условия жизни. Эти принципы могут быть последовательно обоснованы только на основе христианского мировоззрения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии

Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия всеединства соловьева.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные предпосылки возникновения философии
Насчет возникновения этой науки и ее дальнейшего развития и по сегодняшний день ведутся споры, так как каждая группа мыслителей имеет собственное мнение. Считается, что первые философские учения бе

Возникновение философии в древней Греции
Принято считать, что именно древняя Греция была очагом развития философской науки. Хотя на самом деле разные ветви философского учения формировались в древнем Китае, Японии, Египте и других государ

Возникновение философии и ее развитие во всем мире
На самом деле в древние времена философом считал себя любой ученые, стремящийся познать истину. Например, Пифагор был известным математиком и даже основал собственную школу. Его ученики стремились

Назначение философии
В качестве учения о бытии, главных его принципах философия выступает как онтология (греческое он - сущее, логос - учение, понятие, мысль, слово). Выделение различных видов бытия - природы, человека

Практической ориентации философии
Под практикой мы понимаем деятельность человека, направленную на достижение цели. Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по-своему практичен, но лишь в обл

Специфика философских проблем и философского образа мышления. Философия, наука, искусство
Следующая особенность проблем философского мировоззрения (в сравнении с проблемами частных наук) - их "вечность". В частных науках проблема подобна задаче, которая возникает после выполне

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Всякая философия – это мировоззрение,т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

Мир и человек в философии и культуре Древнего Востока. Древнеиндийская философия: веды, упанишады, буддизм.
Середина 1-го тысячелетия до н.э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации - Китае, Индии и Греции - практический одновременно возникает философия.

Философия Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство.
В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля. Под человеко

Место философии в античной культуре. Космоцентрический характер античной натурфилософии
Античная философия – комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VIII в. до н.э. по VI в. и характеризующихся определенным проблемно-содерж

Древнегреческий атомизм. Демокрит и Эпикур
Наиболее яркими представителями материализма античности были такие философы, как: Левкипп, Демокрит (род. около 47О г.до н.э.), Эпикур (341-27О гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95 гг. до н.э.) и

Элейская философия
Акцент неизменчивости мира стал тревожить многих философов. Абсолютизация привела к тому, что общество перестало видеть ценности(добро, зло и т.д) Само понятие философии–что это такое? Эту проблему

Сущность сократического переворота в философии
Становление классической аттической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Определе

Философия Платона и Аристотеля
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает наиб

Философия поздней античности. Стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм
Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философ

Теоцентризм в средневековой философии. Учение Августина Блаженного
Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (5-15 века). Однако неверно было бы представлять с

Схоластика и ее роль в философии Средневековья. Фома Аквинский. Реализм и номинализм.
Схоластика – от греческого схоластикос, т.е. школьный, ученый, это тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получил

Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Одной из важнейших проблем, оживлённо обсуждавшийся в средневековой философии, была проблема универсалий. Под термином «универсалии» (от лат. universalis – общий) имелись в виду общие понятия, то е

Философия Высокого Возрождения. Николай Кузанский.
К середине ХV в. философия итальянского Возрождения достигает своего расцвета и приобретает новые своеобраз­ные черты. Она расширяет круг античных источников, ис­пользует наследие Аристотеля, очище

Философские взгляды Николая Кузанского.
Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464), урожденный Николай Кребс (он приобрел вошедшее в историю философии имя по месту своего рожд

Натурфилософия позднего возрождения
3.1 Джордано Бруно: учение о природе, пантеистические и диалектические идеи. Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда - Ноланец), в семье обедневш

Социокультурные предпосылки формирования философии нового времени.
Новое время – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Осн

Эмпиризм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т. Гоббс).
Философия Ф. Бэкона (1561-1626) «Новый органон» (метод). Цель – теоретическое обоснование экспериментального пути познания природы и освобождение наук от пережитков схоластики. Природа познавае

Рационализм. Учение декарта.
Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как

Правила метода Декарта
Декарт хочет предложить, как он сам пишет в «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное. 1. «Нико

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто

Соотношение системы и метода в философии Гегеля. Философия Л. Фейербаха.
Соотношение системы и метода в философии Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистической д

Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение.
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистичес

Критика Фейербахом гегелевской философии.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абс

Антропология Фейербаха.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и

Проблема Бога в философии Фейербаха.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, -

Гносеология Фейербаха.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и н

Социально-политическая философия.
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем: человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, р

Философия маркса. Теория общественно-экономических фармаций маркса и реальное общество.
Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взг

Отрицание отрицания
Этот закон показывает направление развития. Каждый новый этап развития характеризуется отрицанием пройденного этапа, но таким отрицанием (диалектическим отрицанием,снятием [нем. Aufheben]), которое

Особенности и ведущие мотивы русской философии.
Многие характеристики религиозной картины мира, которые осмысляла русская философия, имели дохристианское происхождение, это были универсалии древнеславянской культуры. Православный принцип соборно

Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов.
    Первыми представителями «органической русской философии» были западники и славянофилы. К западникам отно

Русский космизм как философское направление.
Это философское направление сложилось в конце XIX века и сегодня о космизме говорят как об одной из ведущих традиций самобытной философской мысли России. Основы «русского космизма» заложены в творч

Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Прагматизм (гр. pragma—дело, действие) — название философского воззрения, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие ценности

Органическое единство.
В целом структурализм опосредовал познание человека существованием и познанием «языка» и понимается преимущественно как научная методология мировоззренческо-иррационального порядка. Структурная лин

Философская антропология. Философия о сущности человека.
ФА имеет 2 смысла- широкий смысл- раздел фил-фии, изучающий человека. Узкий- вполне опред. фил-кое течение, которое считает человеч. проблему самой главной проблемой. Антропология- спец. отрасль фи

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существовани

Личность и общество. Философские теории свободы.
Проблема личности и общества, их взаимоотношения — актуальная проблема коммунистического строительства, предмет острой идеологической борьбы. Личность — продукт и субъект общественно-истори

Философия истории
Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь по преимуществу идет об основоположениях удивительного феномена - человеческой истории. Вопросы, которые в этой

Наука как важнейший вид духовного производства
Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным у

Уровни, методы, формы научного познания.
Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. С точки

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги