Понятие власти в политической психологии. Общая характеристика политической власти. Мотивация политической власти. Власть как инструмент.

Первое определение было сформулировано Р. Далем и определяло сущность власти как возможность одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы**. Другое акцентирует коммуникативный аспект властных отношений, определяя власть в терминах взаимодействия, предполагающего, что подчиняющийся власти признает приказ. Оба определения включают признание того, что властьвообще, а не только политическая, — это разновидность психологического воздействия,средства которого варьируются от мягкого увещевания до открытого насилия. Но помимо воздействия одного человека на другого между ними происходит и взаимодействие, обе стороны которого способны влиять на партнера, хотя и не соразмерно. Эти процессы возможны только при условии, что властвующие имеют с управляемыми общий язык, на котором можно договариваться, приходить к соглашениям

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Основными формами политической власти являются:
- господство;
- политическое руководство;
- управление.
Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим.
Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регуляцию и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а кое-где и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и тому подобное. Все это наносит вред истинной демократии, взрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, угрожает социальными конфликтами.
Формы политической власти различают и за критерием главного субъекта правления. К ним принадлежат:
- монархия - единовластное (абсолютное или с конституционным ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);
- тирания - единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;
- аристократия - власть лучших, то есть верхушечной, знатной, привилегированной группы;
- олигархия - власть немногих богатых;
- тимократия - особенная форма олигархии, при которой государственная власть принадлежит привилегированному большинству, которое владеет высоким имущественным цензом, часто - военной силой;
- теократия - власть церкви;
- охлократия - власть толпы, которая опирается не на законы, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто поддается влиятельные демагогов, становится деспотической и действует тиранически;
- демократия- власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.
Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, установление сверхцентрализованности, которая формализуется в государстве), технократии (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).
Политическая власть воплощается через механизм властных отношений. Польский политолог Ежи Вятр предложил такую его структуру:
- наличие во властных отношениях не меньше двух партнеров;
- волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воле;
- обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;
- социальные нормы, которые закрепляют право одних выдавать акты, других - им подчиняться (правовое обеспечение).
Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями является:
1. Интегративная (заключается в объединении социально-политических сил общества);
2. Регулятивная (направляет политическую волю масс на регуляцию жизнедеятельности общества, правотворчество);
3. Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде всего общезначимых);
4. Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).