Власть как инструмент

При помощи власти облегчается достижение безо­пасности (в различных проявлениях — от возможно­сти использовать силу для воздействия на других до депутатской неприкосновенности). По мнению видно­го американского психолога Д. Макклелланда, мотив власти подразумевает два вектора. Если первый мож­но обозначить как власть «для» (чтобы господствовать над другими), то второй — как власть «от» (обеспечить собственную свободу).

За желанием иметь власть могут скрываться ма­териальные мотивы (от обеспечения повседневного существования до обогащения). Каждому человеку в норме присуща потребность, стремление к получению признания со стороны людей, рассмотрению себя как авторитетной, пользующейся популярностью личности. Нахождение на верхних этажах пирамиды власти также способствует получению статуса, известности, значимости. При этом, согласно Д.Макклелланду, мо­тивация власти может носить как эгоцентрический, так и социоцентрический характер [161]. Поэтому стрем­ление к власти может быть средством реализации социально-значимых мотивов (что, хотя и является сущностной задачей политики, встречается весьма нечасто).

В связи с этим следует отметить, что в настоящее время имеется неоднозначность самого термина «власть». Она, как социальный феномен, неразрывно связана с упомянутыми выше смысловыми следствия­ми — почетом, уровнем в иерархии, материальным уровнем и т. п. Поэтому внешне выраженное стремление к господству может иметь весьма различную пси­хологическую основу. Более того, как заметил Г. Лассуэлл, люди чаще мыслят не в общих в категориях «желания власти», а в более конкретных— «стать депутатом» и т. п. [156, с. 84].

Под обыденным выражением «стремление к власти» может скрываться и желание достичь высокого поста, и поиск социального статуса, и собственно власть. В по­следнем случае термин «мотив власти» может употреб­ляется в его более узком смысле, как синоним домини­рования— «стремление к первенству над другими людьми, к оказанию активного влияния на них и... соци­альную ситуацию.., тягу к самоутверждению в социуме собственной и не рядовой роли» [156, с. 60].

Как правило, в любом обществе экономически господствующая элита достигает того, что осуществ­ляемая во всей стране государственная власть и госу­дарственная воля — это ее собственная воля, возве­денная в государственный закон, во всеобщность. Навязывая обществу выгодные для себя законы, эко­номически господствующий класс вынужден искать какую-либо общенациональную идею, которая прикры­ла бы их своекорыстные цели и помогла удержать у власти обслуживающего их интересы лидера. Данное явление актуально и для современной России.

Чаще всего власть осуществляется в рамках оп­ределенных институтов — государства, армии, семьи, но может существовать и в рамках неформализован­ных сообществ. Почти каждый человек обладает вла­стью по отношению к какому-то числу других людей, и, одновременно, для каждого из нас существует мас­са людей, которые могут заставить или убедить нас совершать те или иные поступки, т. е. обладают вла­стью по отношению к нам. При этом власть, допустим, президента или председателя правительства для ря­дового человека предстает весьма опосредованной и может вообще не замечаться, в то время как власть непосредственного начальника, безусловно, осознается и является фактором, определяющим повседневную жизнь человека.

Участники политической жизни, имеющие особые, осознаваемые ими потребности и интересы, способ­ные определять средства их реализации и оказывать реальное