УЭ-3.3. ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯ

Объективный мир устроен так, что в одном и том же предмете несовместимы наличие и отсутствие одних и тех же признаков в одно и то же время. Мы не можем считать истинными одновременно суждения о том, что у предмета А имеется определенное свойство и у него же отсутствует это свойство.

Никакое суждение и его отрицание об одном и том же предмете не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении.

В примере «Бежевые чулки и такого же цвета лиловые туфельки» о туфельках нам стало известно, что они «лиловые» и одновременно «бежевые». В соответствии с законом непротиворечия истинными эти два суждения быть не могут, но они могут быть в одно и то же время ложными, т.е. на самом деле туфельки могут оказаться, например, «красными». Это возможно, потому что свойства «быть лиловыми» и «быть бежевыми» не являются взаимоисключающими. В данной ситуации возможен и третий случай.

В примере «Художник Камиль Каро создал всего 700 картин, из которых 100 тысяч ныне находятся в Соединенных Штатах» нельзя считать одновременно истинным названное количество картин (700 и 100 тысяч), но нет и гарантии, что одно из этих суждений истинное, потому что возможны и другие варианты.

Именно существование возможности третьего варианта, который может оказаться истинным, отличает закон непротиворечия от закона исключенного третьего.

Вместе с тем нельзя считать закон непротиворечия нарушенным, если речь идет о разных объектах («Иванов – журналист» и «Иванов – не журналист» о разных Ивановых), об одном объекте, но взятом в разное время («Саша Голубев – отличник» в начальных классах, «Саша Голубев – троечник» в старших классах), или в разных отношениях («Саша Голубев – перворазрядник» по бегу, «Саша Голубев – не перворазрядник» по настольному теннису).

Возможность рассматривать некоторые явления в разных отношениях ведет к ситуациям столкновения двух, казалось бы, несовместимых суждений, однако оба они должны быть признаны истинными. Такие сочетания называются парадоксами, т.е. мнимыми противоречиями, например, «Знакомые незнакомцы», «Глава, в которой мы познакомимся с героями повести, не все из которых будут героями», «В детстве у меня не было детства». Они часто встречаются в художественной литературе и очень эффектны, так как привлекают внимание и свидетельствуют о нестандартном способе мышления.

Анализируя чужую и собственную речь, очень важно видеть противоречия, как сигналы «неблагополучия». Выявив противоречие, мы показываем, что эти суждения вместе истинными быть не могут; хотя бы одно их них является ложным, а какое – можно установить только на практике.

Особенно внимательно надо относиться к скрытым противоречиям. Суждения «Эта рукопись написана в ІΧ веке» и «Эта рукопись выполнена на бумаге» являются противоречивыми, поскольку в ІΧ веке бумаги еще не было. Особую сложность представляют дистантные противоречия, когда противоречивые суждения разнесены по разным отделам текста. Например, в начале текста высказывается суждение: «В первый период творчества Маяковский ничем не отличался от футуристов»; а в конце этого же текста: «Уже с самого начала своего творчества Маяковский обладал качествами, существенно отличавшими его от футуристов».

В полемике часто используется прием «приведения к абсурду»: мысль оппонента продолжается до тех пор, пока не доводится до явного противоречия. С этим приемом мы имеем дело при опровержении гипотезы путем фальсификации следствий, противоречащих опытным данным или ранее известным законам.

Следовательно, логическая непротиворечивость – недостаточный, но совершенно необходимый формальный критерий всякой мысли. Но надо иметь в виду, что формально логическое противоречие не тождественно диалектическому (закон единства и борьбы противоположностей).

Для преподавателя очень важно излагать мысли, не нарушая закона непротиворечия. Для этого рекомендуется чаще давать сравнения, использовать дихотомическое деление понятий, следить за правильным употреблением антонимов, различая противоположность и противоречивость (например, «выгодно – убыточно» и «выгодно – невыгодно») и использовать прием «приведения к абсурду».

Выполните упражнение №3.