Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованна.
В соответствии с этим законом:
à не следует принимать все положения на веру; необходимо требовать их доказательства («рациональный скептицизм»);
à доказывать нужно положениями, истинность которых доказана: это реальная практика, фактические знания, ссылка на надежные источники, постулаты и законы;
à приведенных оснований должно быть достаточно. В примере «Студент покраснел, следовательно, он виноват» виновность студента доказывается только тем, что он покраснел, а этого основания явно недостаточно.
Даже если мысль кажется нам истинной, следует указать основания, по которым мы ее принимаем. Так, если нам говорят, что «сегодня на улице мороз» и на вопрос: «Почему вы так считаете?», отвечают, что «просто убеждены в этом», мы посчитаем это суждение необоснованным. Если же нам отвечают, что «термометр за окном показывает -25 °С», мы будем считать исходное утверждение обоснованным.
Чтобы правильно пользоваться этим законом, надо уметь в условных суждениях четко различать причину (или комплекс условий) и следствие, наступившее в результате действия этой причины. Часто ошибки появляются в результате того, что причину и следствие переставляют местами. В примере «В результате автопроисшествия он получил телесные повреждения, чем нарушил статьи 17, 125 и 156 правил дорожного движения» нарушение статей является не следствием, а причиной автопроисшествия.
Распространенными причинами нарушения закона достаточного основания являются:
à обоснование какого-то положения общественным мнением, а именно, «все так говорят»;
à опровержение какого-то положения с помощью аргумента «это еще не доказано».
Соблюдение закона достаточного основания делает наше мышление обоснованным и убедительным. Конечно, не все может быть обосновано. Есть вещи, в которые мы просто верим, которые невозможно обосновать. Например, я убеждена в том, что хризантемы – это лучшие цветы, но мне трудно привести обоснование моих убеждений. Логика с ее законами вовсе не стремится уничтожить всякую веру. Они лишь требует отдавать себе ясный отчет: где речь идет о знании, которое должно быть обосновано, а где мы имеем дело с верой, которая не нуждается в обосновании.
Выполните упражнение №4.
Для закрепления этой темы выполните упражнение №5.