Диалектика, логика и философия

Петька спрашивает Чапаева:

– Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия?

– Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в баню идет?

– Грязный.

– Нет. Он потому и грязный, что никогда в баню не ходит. Это диалектика.

– А что такое логика?

– Видишь двух мужчин. Один чистый, другой грязный. Какой в баню идет?

– Чистый.

– Нет, зачем чистому ходить в баню, в баню идет грязный. Это логика.

– А что такое философия?

– Какой из них идет в баню?

– А черт его знает.

– Вот это и есть философия.

Януш Корчак: диалектическая задача

«лгать-не лгать, красть-не красть...»

«Пусть дитя грешит».

Не будем стараться предупреждать каждое движение, колеблется – подсказывать дорогу, оступится - лететь на помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом.

«Пусть дитя грешит».

Когда со страстью борется еще слабая воля, пусть дитя терпит поражение.

Помни: в конфликтах с совестью вырабатывается моральная стойкость.

«Пусть дитя грешит». Ибо, если ребенок не ошибается в детстве и, всячески опекаемый и охраняемый, не учится бороться с искушениями, он вырастает пассивно-нравственным - по отсутствию возможности согрешить, а не активно-нравственным - нравственным благодаря сильному сдерживающему началу.

Не говори ему: «Грех мне противен». Скажи лучше: «Не удивляюсь, что ты согрешил».

Помни: ребенок имеет право солгать, выманить, вынудить, украсть. Ребенок не имеет права лгать, выманивать, вынуждать, красть.

Если ребенку ни разу не представлялся случай выковырить из кулича изюминки и тайком съесть их, он не мог стать честным и не будет им, когда возмужает...

Лжешь.

- Никогда я от тебя этого не ожидал... Значит, даже тебе нельзя доверять?

То-то и плохо, что не ожидал. Плохо и то, что безоговорочно доверял.

Никудышный ты воспитатель: не знаешь даже, что ребенок - человек.»

(Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 141-142.)

 

Кто мыслит абстрактно?

(Из статьи Гегеля)

Ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца - и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца - красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли называть убийцу - красивым? Сами, небось, не лучше! Это свидетельствует о моральном разложении знати, добавит, быть может, священник, привыкший глядеть в глубину вещей и сердец. Знаток же человеческой души рассмотрит ход событий, сформировавших преступника, обнаружит в его жизни, в его воспитании влияние дурных отношений между его отцом и матерью, увидит, что некогда этот человек был наказан за какой-то незначительный проступок с чрезмерной суровостью, ожесточившей его против гражданского порядка, вынудившей к сопротивлению, которое и привело к тому, что преступление сделалось для него единственным способом самосохранения. Почти наверняка в толпе найдутся люди, которые -доведись им услышать такие рассуждения - скажут: да он хочет оправдать убийцу!

Это и называется «мыслить абстрактно» - видеть в убийце только одно абстрактное - что он убийца и называнием такого качества уничтожать в нем все остальное, что составляет человеческое существо.

[Другой пример]

- Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! - говорит покупательница торговке.

- Что? - кричит та. - Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким - самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала! - Короче говоря, она и крупицы доброго в обидчице не замечает. Она мыслит абстрактно и все - от шляпки до чулок, с головы до пят, вкупе с папашей и остальной родней - подводит исключительно под то преступление, что та нашла ее яйца тухлыми. Все окрашивается в ее голове в цвет этих яиц...