Реферат Курсовая Конспект
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ - раздел Философия, Министерство Образования Нижегородской Области Госуд...
|
Министерство образования Нижегородской области
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный инженерно-
экономический институт
Кафедра «Гуманитарные науки»
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
учебно-методический комплекс
г. Княгинино
УДК 14
ББК 87
Г 93
Рецензенты:
д.ф.н., профессор АГПИ им. А. П. Гайдара Ю. К. Волков;
к.п.н., доцент кафедры «Гуманитарные науки» НГИЭИ О. А. Павлова
Содержание
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ………………………. | |
1.1. Общие положения……………………………………………….. | |
1.2. Требования Госстандарта и реализация их в разделах курса «Основы философии»……………………………………………….. | |
1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины………………………………………………. | |
1.4. Контроль знаний по дисциплине………………………………. | |
1.5. Объём часов по дисциплине и распределение по видам Занятий………………………………………………………………. | |
1.6. Тематический план………………………………………………. | |
1.7. Содержание программы……………………………………….. | |
2. ЗАДАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ…………………. | |
2.1. Задания в тестовой форме по теме «Философия античного времени, Средневековья и эпохи Возрождения»…………………. | |
2.2. Вопросы и задания к коллоквиуму по теме «Философия Нового и Новейшего времени»……………………………………… | |
2.3. Задания в тестовой форме по теме «Русская философия»…… | |
2.4. Задания в тестовой форме по теме «От Античности до Нового времени»……………………………………………………. 2.5. Самостоятельная работа по теме «Человек как главная философская проблема………………………………………….. | |
2.6. Контрольные вопросы к разделу «Социальная жизнь»………. | |
3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (философские тексты)……. | |
4. занимательная философия………………………………. | |
5. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ……………….. | |
5.1. Античность…………………………………………………….. | |
5.2. Средневековье…………………………………………………. | |
5.3. Эпоха Возрождения…………………………………………….. | |
5.4. Философия Нового времени……………………………………. | |
5.5. Эпоха Просвещения…………………………………………….. | |
5.6. Романтизм……………………………………………………….. | |
5.7. Немецкая классическая философия…………………………….. | |
5.8. Постклассическая философия XIXв……………………………. | |
5.9. Философия XXв……………………………………………….. | |
5.10. От философии жизни к биофилософии………………………. | |
5.11. Мышление, его истоки и сущность…………………………. | |
5.12. Учение о познании…………………………………………… | |
5.13. Философия и научная картина мира………………………….. | |
5.14. Философия истории……………………………………………. | |
6. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ………………….................................... | |
7. ГЛОССАРИЙ...................................................................................... | |
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………….. |
Рабочая программа дисциплины
Основные виды занятий и особенности их проведения
Содержание программы
Введение. Философия, её смысл, функции и роль в обществе
(занятие № 1)
Философия как любовь к мудрости. Как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях, мироустройства. Соотношение философии, науки, религии, искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.
Студент должен знать: определения понятий «мировоззрение», «миф», «религия», «философия»; специфика философии как науки
Студент должен уметь: ориентироваться в многообразии философских вопросов, определять специфику философского знания
Раздел I
Раздел II
Человек – сознание – познание
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема (занятия № 14-17)
Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределённость. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть, свобода.
Тема 2.2. Проблема сознания (занятия № 18-21)
Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, её современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3.Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.
Тема 2.3. Учение о познании (занятия № 22-23)
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины.
Студент должен знать: основные проблемы, связанные с изучением человека – происхождение, основные отношения, основные характеристики бытия; суждения представителей современной философской мысли о природе и структуре сознания; методы и приёмы познания мира человеком.
Студент должен уметь: анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д.; понимать связь между философским учением о познании и приёмами познания тех наук, которые он изучает.
Раздел III
Раздел IV
Задания промежуточной аттестации
Задания в тестовой форме по теме
«Философия античного времени, средневековья
и эпохи Возрождения»
Секция 1 (задания закрытого типа)
Определите значение античной философии
Вопросы и задания к коллоквиуму по теме
«Философия Нового и Новейшего времени»
1. Причины возникновения философии Нового времени
2. Ф.Бэкон как основоположник метода индукции
3. Философия Рене Декарта (метод сомнения)
4. Учение И.Канта о морали («Критика практического разума»)
5. Сущность философии пессимизма Артура Шопенгауэра
6. Кьеркегор. Философия отчаяния
7. Философские взгляды славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский)
8. Философские взгляды западников
9. «Истинная религия» Л.Н. Толстого
10. Ф.М. Достоевский о природе зла
11. Философия Ф.Ницше
12. Иррационализм А.Шопенгауэра
13. Философия Н.Бердяева: этика закона и этика творчества
14. Общая характеристика философии XX века
15. Сциентизм и антисциентизм
16. Доминанты философского постмодернизма
17. Постмодернизм в философии
18. Философия Джона Локка
19. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
20. Атеистический экзистенциализм Жана-Поля Сартра
21. Философия Георга Гегеля
22. Ж.Деррида: деконструктивизм и архиписьмо.
23. Философия М.Хайдеггера
24. Философская антропология Макса Шелера
Задания в тестовой форме по теме
«От Античности до Нового времени»
I. Выберите один правильный ответ
1. Философия возникла
а) в VII-VI вв. до н.э.
б) в V-IV вв. до н.э.
в) в IV-III вв. до н.э.
г) в III-II вв. до н.э.
2. Самой древней формой мировоззрения является
а) искусство
б) религия
в) философия
г) миф
3. В переводе с греческого языка философия обозначает
а) любовь к жизни
б) любовь к познанию
в) любовь к мудрости
г) любовь к человечеству
4. Впервые слово «философ» употребил
а) Пифагор
б) Протагор
в) Платон
г) Плотин
5. Мартин Хайдеггер отмечал, что «строгость философии состоит <…> в её
а) недостоверности
б) неточности
в) неопределённости
г) непонятности
6. В развитии античной философии с некоторой долей условности можно выделить
а) 2 этапа
б) 3 этапа
в) 4 этапа
г) 5 этапов
7. В философии Анаксагора действующую причину бытия сознание находит
а) в чувствах
б) в уме
в) в поступках
г) в волеизъявлениях
8. «Небесные светила отнюдь не божества, а раскалённые куски скал, оторвавшиеся от Земли», - утверждал
а) Анаксагор
б) Демокрит
в) Протагор
г) Зенон
9. Первой философской школой Древней Греции считается
а) элейская
б) афинская
в) милетская
г) эфесская
10. «Атомы и пустота – единственная реальность», - утверждал
а) Анаксагор
б) Демокрит
в) Протагор
г) Пифагор
11. Центральной категорией философии Платона является
а) душа
б) идея
в) добро
г) космос
12. Антисфен и Диоген являются представителями
а) киников
б) эпикурейцев
в) скептиков
г) стоиков
13. Родоначальником европейского эмпиризма является
а) Ф. Бэкон
б) Р. Декарт
в) Б. Спиноза
г) И. Кант
14. Познание должно опираться на опыт и двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям, - считает
а) Г. Гегель
б) Ф. Бэкон
в) И. Кант
г) Р. Декарт
15. Ф. Бэкон утверждал, что истинный философ подобен
а) пауку, который плетёт паутину из самого себя
б) муравью, который собирает в свой философский муравейник всё, что встречается на пути
в) пчеле, которая облетает цветы, собирает соки и перерабатывает их в мёд
г) сове, которая вылетает на охоту ночью
16. Все научные дисциплины как ветви одного дерева, вырастающего из одного корня – метафизики рассматривал
а) Ф. Бэкон
б) Г. Гегель
в) И. Кант
г) Р. Декарт
17. Разум как высшую познавательную способность души определял
а) Ф. Бэкон
б) Р. Декарт
в) И. Кант
г) Г. Гегель
18. Философия есть постижение мира в идеях, утверждал
а) И. Кант
б) Р. Декарт
в) Ф. Бэкон
г) Г. Гегель
19. Мнение, что свободным является лишь человек, способный действовать в соответствии с всеобщими целями, принадлежит
а) Г. Гегелю
б) И. Канту
в) Ф. Бэкону
г) Р. Декарту
20. Счастье всегда имеет не положительный, а отрицательный характер, считал
а) И. Кант
б) Р. Декарт
в) А. Шопенгауэр
г) Ф. Ницше
II. Установите соответствие
Майевтика | а | Прославление человека, его культ | |
Эристика | б | Земледельческая община с государственным строем | |
Предмет философии | в | Умение вести спор | |
Объект философии | г | Метод, заключающийся в диалогическом способе рождения нового знания | |
Полис | д | Взаимоотношения мира и человека | |
е | Истины, не нуждающиеся в доказательствах | ||
ж | Мир в целом |
III. Соотнесите термины и понятия
Деизм | а | Направленность на осмысление «космоса», «природы» | |
Монизм | б | Гносеологическая установка, направление в теории познания, считающее главным источником и критерием истинности научных утверждений опыт, совокупность чувственных данных | |
Эмпиризм | в | Концепция, сторонники которой признают, что Бог сотворил мир, но затем мир развивается без участия и вмешательства Бога | |
Плюрализм | г | Философская позиция, признающая наличие двух противоположных начал бытия, субстанций (материальной и духовной) | |
Рационализм | д | Религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства, и прежде всего так называемых отцов церкви | |
Дуализм | е | Философское учение, настаивающее на ограниченности познавательной возможностей разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство | |
Скептицизм | ж | Учение, объясняющее существование нескольких или множества субстанций идеальных или материальных | |
Иррационализм | з | Направление в теории познания, считающее разум основой познания и критерием истинности научных положений. | |
Пантеизм | и | Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений | |
Агностицизм | к | Учение, объясняющее возникновение мира из одного начала | |
л | Философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. | ||
м | Философское направление, отождествляющее Бога и природу |
IV. Установите соответствие
Античность | а | гуманизм | |
Средние века | б | антропоморфизм | |
Ренессанс | в | наукоцентризм | |
Новое время | г | кинизм | |
д | космоцентризм | ||
е | стоицизм | ||
ж | теоцентризм | ||
з | антропоцентризм |
V. Дайте определение понятиям
1. Патристика – это…
2. Схоластика – это…
Контрольные вопросы к разделу
«Социальная жизнь»
1) В философии истории спорят о том, кто делает историю – народ или герои, народные массы или великие личности, в крайнем случае, активное меньшинство, которое заражает всех своей энергией, ведет за собой общество. Какая точка зрения кажется вам правильной?
2) Западники и славянофилы есть и сейчас. Одни считают, что Россия должна идти своим путем, что Запад нам не указ, что «умом Россию не понять». А другие – что чем скорее мы внедрим в России западные формы экономики и жизни, которые уже доказали свою эффективность на Западе, тем быстрее заживем нормальной жизнью. Какая из точек зрения кажется вам правильной? Или возможно как-то совместить эти крайности?
3) В чем, по вашему мнению, заключается «вызов», который предъявляет сейчас России история? И что в первую очередь нам делать, чтобы достойно ответить на этот вызов?
А. Шопенгауэр. О счастье
«Самым ценным и существенным должна быть для каждого его личность. Чем полнее это достигнуто, а следовательно – чем больше источников наслаждения откроет в себе человек, – тем счастливее будет он. <...> Ведь все внешние источники счастья и наслаждений по своей природе крайне ненадежны, сомнительны, преходящи, подчинены случаю и могут, поэтому иссякнуть даже при благоприятнейших условиях; даже более – это неизбежно, так как нельзя всегда иметь их под рукою. Во всяком случае, почти все они иссякают к старости: нас покидают тогда любовь, шутливость, страсть к путешествиям, верховой езде, и пригодность к обществу; наконец смерть лишает нас друзей и родных. В этом отношении, больше чем в каком-либо ином, важно, что именно мы имеем в себе. Наши личные свойства сохраняются дольше всего. Впрочем, в любом возрасте они являются истинным, надежным источником счастья. В мире вообще немного можно раздобыть: он весь полон нуждою и горем, тех же, кто их избег, подкарауливает на каждом шагу скука. К тому же по общему правилу власть принадлежит дурному началу, а решающее слово – глупости. Судьба жестока, а люди жалки. В устроенном таким образом мире тот, кто много имеет в себе, подобен светлой, веселой, теплой комнате, окруженной тьмою и снегом декабрьской ночи. Поэтому высокая, богатая индивидуальность, а в особенности широкий ум, – означают счастливейший удел на земле, как бы мало блеска в нем ни было. <...>
Вообще крайне глупо лишаться чего-либо внутри себя с тем, чтобы выиграть во вне, то есть жертвовать покоем, досугом и независимостью, – целиком или в большей части – ради блеска, чина, роскоши, почета или чести. <...> Человек с избытком духовных сил способен живо заинтересоваться чем-либо чрез посредство хотя бы одного разума, без всякого вмешательства воли; ему это даже необходимо. Такой интерес переносит его в область, совершенно чуждую страданий, в атмосферу «веселой, легкой жизни богов». Жизнь остальных протекает в отупении; их мечты и стремления всецело направлены на пошлый интерес личного благосостояния – то есть на борьбу с разными невзгодами; поэтому их одолевает невыносимая скука, как только эта цель отпадает и они оказываются предоставленными самим себе... Наоборот, человек с избытком духовных сил живет богатой мыслями жизнью, сплошь оживленной и полной значения. Достойные внимания явления интересуют его, если он имеет время им отдаться; в себе же самом он имеет источник высших наслаждений. Импульс извне дают ему явления природы и зрелище человеческой жизни, а также разнообразнейшие творения выдающихся людей всех эпох и стран. Собственно, только он и может наслаждаться ими, так как лишь для него понятны эти творения и их ценность. Именно для него живут великие люди, к нему лишь они обращаются, тогда как остальные, в качестве случайных слушателей, способны усвоить разве какие-нибудь клочки их мыслей. Правда, этим у интеллигентного человека создается лишняя потребность, потребность учиться, видеть, образовываться, размышлять, – а с тем вместе и потребность в досуге. <...>
Богато одаренный человек живет поэтому, наряду со своей личной жизнью, еще второю, а именно духовною, постепенно превращающеюся в настоящую его цель, причем личная жизнь становится средством к этой цели, тогда как остальные люди именно это пошлое, пустое, скучное существование считают целью. <...> «Нормальный», средний человек вынужден искать жизненных наслаждений вне себя: – в имуществе, чине, жене и детях, друзьях, в обществе и т.п. и на них воздвигать свое счастье; поэтому счастье рушится, если он их теряет или в них обманывается. Его положение можно выразить формулой: центр его тяжести – вне его. Поэтому его желания и капризы постоянно меняются; если позволяют средства – он то покупает дачу, лошадей, то устраивает празднества и поездки, вообще ведет широкую жизнь. Удовольствия он ищет во всем окружающем, вовне, подобно больному, надеющемуся в бульоне и лекарствах найти здоровье, истинный источник которого – его жизненная сила».
(Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1990. - С. 29-31,34-37).
А. Бергсон. Сознание как поток переживаний,
В. Гейзенберг. Античные и современные представления
Занимательная философия
Древнеиндийская притча о трёх слепцах
Однажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот, другому – ногу, а третьему – хвост. «Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?» – спросили их. «О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как Змея», – ответил первый слепой. «Это что-то большое, как колонна», – отозвался второй, ощупывая ногу слона. «Это что-то тонкое и длинное, как веревка», – сказал третий».
Притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной
Существует притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. Одна из них смирилась со своей участью, прекратила сопротивление и погибла. Другая же продолжала прыгать, хотя ее прыжки и казались бессмысленными. Под ударами лягушачьих лапок сметана постепенно загустела, превратилась в комок твердого масла. Лягушка обрела в нем опору и выпрыгнула из банки.
Дидактический материал к занятиям
Фалес
Фалес был гражданином Милета, происходившим от беотиских кадмейцев, современником Солона и Креза. Аполлодор (по свидетельству Диогена Лаэрция, I, 37) относит его рождение к 1-му году 35 Олимпиады, т.е. к 640/39 г. до Р.Х., его смерть - к 546/5 до Р. Х.; причем при исчислении года рождения решающей датой было, по-видимому, солнечное затмение 585 г. По свидетельствам Геродота и Диогена, Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной мудростью. Наряду с этим восхваляют его математические и астрономические знания, которые он приобрел в Финикии и Египте - быть может, во время торговых путешествий - и перенес в Грецию; самым знаменитым из приписываемых ему свидетельств этих знаний является то, что он предсказал год солнечного затмения, происшедшего 28 мая 585 г. до Р.Х. Очевидно, с этими математическими изысканиями и с пробужденным ими научным духом связана его попытка найти иной, немифологический ответ на вопрос о последних основах вещей; и с другой стороны, элементарному характеру древнейшей греческой математики соответствует то, что физика Фалеса не вышла из зачаточного состояния. А именно, он признал воду веществом, из которого все возникло и все состоит, и он говорил также, что Земля плавает, подобно куску дерева, на воде, и этим объяснял ее устойчивое пребывание в центре мира. Об основаниях этой гипотезы уже Аристотель высказывает лишь догадку, ибо он не имел перед собой сочинения Фалеса, и такового, без сомнения, вообще не существовало (предположение Аристотеля в "Метафизике" состоит в том, что наблюдения над влажностью всякой пищи и животного семени заставили Фалеса признать воду, как источник влажности, за первоначало); сочинения, упоминаемые позднейшими писателями, как и сообщаемые ими учения Фалеса, должны считаться подложными. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческой душе; на это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (т.е. жизнь), так как он притягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным, - воззрение, которое встречается и у его последователей и которое метко названо "гилозоизмом" (от греческих слов материя и жизнь) или также "гилопсихизмом" (Деринг). Мнение, что он решительно отличал мирообразующую силу, в качестве божества или духа, или мировой души, от вещества, - не может быть допущено. Но сколь бы скудным нам ни казалось это первое начало физической теории, - важно все же было то, что эта теория вообще положила начало научному объяснению мира.
Зенон
Сократ назвал «диалектикой» искусство ведения спора, в котором «рождается истина». Зенон же свое искусство спора применял для «посрамления» тех, кто смеялся над Парменидом за его отрицания множественности бытия и движения бытия.Рассуждения Зенона получили название «апория» (дословно «затруднение», «безвыходное положение»).
Апория - это трудноразрешимая проблема, заключающаяся в противоречии между данными опыта и мысленным анализом. Наиболее известны 4 апории Зенона против движения: «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и «Стадион»; они дошли до нас через «Физику» Аристотеля.
Первая апория гласит, что движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен сначала дойти до половины пути, прежде чем он дойдет до конца, но чтобы дойти до половины, он должен дойти до половины половины («дихотомия» - дословно «деление пополам»),и так - до бесконечности; то есть чтобы попасть из одной точки в другую, нужно пройти бесконечное множество точек, а это абсурдно.
Во второй апории говорится, что движение никогда не может закончится: Ахилл никогда не догонит черепаху, так как когда он придет в точку, черепаха отойдет от своего "старта" на такую часть первоначального расстояния между Ахиллом и собой, настолько ее скорость меньше скорости Ахилла, - и так до бесконечности. Обе апории имеют математическое выражение в символике теории пределов, но остается неясным физический смысл того, что бесконечно убывающий отрезок (интервал) стремится к нулю, но не исчезает. Мировоззренческий смысл обоих апорий (по Зенону) таков: если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни кончится.
Но смысл третьей и четвертой апорий в том, что движение невозможно и при допущении прерывности пространства. А это значит (по Зенону), что движение невозможно мыслить без противоречия, значит, Парменид прав. На самом же деле пространство и время прерывны, и непрерывны, и движение есть разрешение противоречия между прерывностью и непрерывностью как пространства, так и времени; но не надо предъявлять претензий к философам элейской школы за то, что они «не додумались» до того, что стало возможным осмыслить лишь в 19 веке.
Сократ
Но, пожалуй, самым страстным критиком софистов и софистики был Сократ – первый философ – афинянин по рождению. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию, он интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ никогда не стремился к активной общественной деятельности, вел «жизнь философа»: проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии, не заботясь о своем благополучии и о своей семье. Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. - Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем «понаслышке», от его учеников - историка Ксефонта и философа Платона.
Как и некоторые софисты, Сократ исследовал проблему человека, рассматривая человека как существо нравственное. Поэтому философию Сократа можно охарактеризовать как этический антропологизм. Суть своих философских забот Сократ однажды выразил так: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя», и в соединении с уверенностью в том, что он мудрее других только потому, что знает, что он ничего не знает, что его мудрость - ничто по сравнению с мудростью богов - этот девиз также вошел в «программу» философских поисков Сократа. Есть все основания согласится с Аристотелем в том, что «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал», - в философии Сократа мы уже не найдем космоцентрического характера рассуждений, не найдем и парадигмы онтологизма, предложенного софистами, а именно: мера бытия и мера небытия - в самом человеке.
Будучи критиком софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но это тоже не тождественно «истинам, которые у каждого – свои»; истина для всех должна быть одна, на достижение такой истины и направлен метод Сократа, названный им самим «майевтикой» (букв. «повивальное искусство») и представляющий собой субъективную диалектику - умение вести диалог так, что в результате движения мысли через противоречивые высказывания позиции спорящих сглаживаются, односторонность точек зрения каждого преодолевается, получается истинное знание. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ в процессе беседы, диалога помогал истине "родится в душе собеседника". Но что значит знать? Красноречиво говорить о добродетели и не дать ей определения - это не знать, что такое добродетель; поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета - определение, выраженное в понятии. Сократ, таким образом, первый вывел знание на уровень понятия до, него мыслители делали это стихийно, то есть метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания - и это говорит о рационалистической ориентации Сократа. Сократ утверждал, что - внешний по отношению к человеку мир - непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается, по Сократу, задача философии. Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие у людей; убеждение в существовании объективной истины у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ отождествлял счастье не с выгодой, а с добродетелью. Но делать добро, можно, лишь зная, в чем оно: только тот человек храбр, кто знает, что такое храбрость. То есть именно знание того, что такое добро и что такое зло, делает человека добродетельным, и, зная, что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно: нравственность - следствие знания, точно так же безнравственность - следствие незнания доброго.
Кинизм
(от греч. kyon – собака)V – IV вв. до н.э.
Антисфен и Диоген
Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению.
Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Он утверждал, что боги поступили справедливо, так жестоко наказав легендарного Прометея: он принес человечеству искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия. Мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него.
Бродячие и невозмутимые киники проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе, следовательно, всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа.
Немецкая классическая философия
Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и превзошла, сделав этот синтез базой для своих миропостроений, стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм. Немецкая классическая философия изменила акценты с противопоставления человека природе, разумного неразумному на разделение универсальной категории бытия на подлинное и неподлинное. В этой категории она синтезировала рационализм и эмпиризм Нового времени, разумное и неразумное эпохи Просвещения, интуитивизм и рассудочность романтизма под единой эгидой разума. Реальность – это воплощенный разум. Но помимо реальности есть еще невоплощенные в ней, неадекватные формы разума. Здесь и проходит граница между подлинным и неподлинным бытием. Опираясь на разум как воплощение разумного бытия, классики строили свои самодостаточные непротиворечивые системы.
Важной новой чертой немецкой классической философии оказалось выведение на базе единства Бытия принципов его развития. Имеется в виду не именно и не только диалектика Гегеля, но прежде всего само развитие.
Будучи обращенным на общество, на природу и на человека, оно воплотило в себе впервые осознанный синтетический принцип историзма, который объединил всю историю человечества в единый процесс, заложив основы новой теории и методологии познания.
Еще одной типичной чертой немецкой философской классики является осознание факта, что человек живет не только в мире природы, но и в мире культуры. Отсюда пристальное внимание к человеку, обществу и истории. Главный предмет познания – человек, ибо, познавая любое явление действительности, он в конечном счете делает это ради себя, как своей конечной цели. Исходя из этого в центре внимания философствования оказывается человеческий мир, который далеко не ограничивается миром природным.
Выделяя эти три, на наш взгляд основных, достижения немецкой классической философии, мы еще раз обращаем внимание читателя на трудности синтеза этого явления мировой философии и на то, что философская система каждого из немецких классиков далеко не ограничивается этими тремя аспектами. Поэтому каждая из этих систем заслуживает отдельного тщательного изучения и собственной оценки.
Постклассическая философия XIX века
Многие философы объединяют этот этап философии с современным. Действительно, целый ряд философских школ и направлений, заложенных в XIX в., продолжали развиваться и в XX в. Некоторые направления были предвосхищены в постклассической философии и получили развитие лишь в наши дни. Так, большинство специалистов считают предшественником экзистенциализма С. Кьеркегора, однако экзистенциализм как крупное направление философской мысли сформировался лишь в 50-е гг. XX столетия.
Мы, однако, считаем возможным разделить эти две философские эпохи отчасти потому, что каждая из них имела и свои собственные философские школы, отчасти потому, что направления, перешедшие в XX в., порой трансформировались до неузнаваемости их современными адептами. Тем не менее отмеченную преемственность надо постоянно иметь в виду, изучая философские направления двух последних веков. Более того, ее надо искать, что создаст полноту представлений об изучаемой философской школе. Впрочем, преемственность – общий закон истории, в том числе и истории философии, и ее учет полезен в процессе любого познания.
Материализм. Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.
Его основные постулаты:
· мир материален;
· мир объективен и не зависит от сознания;
· материя первична, вечна, несотворенна;
· сознание – свойство материи;
· мир познаваем.
Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи – мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика – это отражение – верное или неверное – в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма – в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.
Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения в нашей стране. Тезис «практика – критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости – в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.
Антропологизм. В XIX в. единственным крупным представителем антропологии является Л. Фейербах, которого практически всегда относят к немецким классикам. Конечно, его идеи вышли из гегельянства и во многом используют его, чаще всего отталкиваясь от взглядов Гегеля. Тем не менее философия Фейербаха столь своеобразна, настолько противоположна гегелевской, что отнести ее к немецкой классической философии можно лишь с большой натяжкой.
Начать с того, что Фейербах, в отличие от всех немецких классиков, материалист, хотя сам и не считал себя таковым. В центре его философствования – человек, как продукт природы. Психика человека зависит от его телесной организации, не сводимой, однако, к физиологии. Главное в человеке – чувство любви в философском понимании этого слова. В основе этого возвышенного чувства взаимной любви лежит религия. Фейербах, как и все его далекие последователи, именно в человеке искал основы переустройства мира на разумных и нравственных началах, началах любви и справедливости. Философия будущего в его представлениях сольется с религией и станет антропологией – всесторонним учением о человеке. Это будет знаменовать новую эпоху в развитии человечества, когда отношения любви претворятся в повседневную жизнь.
Принцип поиска начал переустройства мира в человеке был подхвачен через столетие достаточно влиятельным современным направлением – философской антропологией. Что именно в человеке послужит основой такого переустройства, философские антропологи считают по-разному. Однако принцип поиска основ мира в человеке у них един, и этим они обязаны оригинальному философу XIX в. опередившему свое время, Л. Фейербаху.
Иррационализм. Под иррационализмом имеется в виду философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни – воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т.п. Принципом иррационализма пользовались многие философские направления, в частности, философия жизни, экзистенциализм и др. Но иррационализм существовал как особое философское учение XIX в. Основным его представителем был А. Шопенгауэр.
Позитивизм. Это философское направление утверждает источником подлинного (положительного), «позитивного» знания отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. Философия, по мнению позитивистов, не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
Основной представитель позитивизма XIX в. О. Конт вывел исторический закон познания, который признавали все его последователи. Согласно этому закону каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния:
· теологическое, или состояние вымысла;
· метафизическое, или абстрактное;
· научное, или положительное.
Отсюда три рода философствования, которое позитивисты согласно своему основному принципу не считают подлинной наукой. Явления внешнего мира допустимо изучать только одной науке – естествознанию.
В условиях научных достижений XIX в. позитивизм отражал стремление усилить опору на них вплоть до отождествления с ними философии и растворения ее в «позитивных» науках. Отсюда подмена собственно философского предмета и метода исследования конкретно-научным. Отсюда же – отрицание всего предшествующего развития философии и сведение ее к конкретным наукам, что существенно ограничивает познавательные возможности позитивистов.
Философия жизни. Это философское направление конца XIX – начала XX вв., основным понятием и предметом философствования в котором является понятие «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых – творческая динамика бытия. Основные представители этого направления по-разному истолковывают это основополагающее понятие: как противоположное рассудочному (Ф. Ницше, Л. Фробениус и др.), как космический «жизненный порыв» (А. Бергсон), как исторический процесс, реализуемый в неповторимых, уникальных культурах (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер). У последнего культура противопоставляется цивилизации. Основные способы познания – иррационализм и интуиция.
Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении. Поскольку она целостна, ее нельзя познать рациональными, а потому односторонними методами науки. Поскольку она развивается, в нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии (например, у Шпенглера это цивилизация как застывшая форма культуры). Поскольку жизнь – это спонтанный поток становления живого, она не имеет целесообразности, а соответственно в истории как части целостной жизни нет объективных законов. История, как и человек, имеет только свою судьбу.
Что же делает человек в этом неуправляемом, спонтанном потоке жизни? Он ее переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление – вырваться за рамки своего бытия, особенно социального, возвыситься над собственной судьбой. Отсюда трагичность его существования, ибо судьбу победить нельзя. Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден. Такой человек стремится к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее других, постоянно ищет целостность своего существования, максимально приближает его к целостности жизни.
Философия жизни, зародившись в XIX в., имела своих крупных последователей (А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет) и в XX в. Поэтому, рассматривая философские направления XX в., нельзя упускать из виду философию жизни.
Прагматизм. Это философское направление возникло в 70-е гг. XIX в. в США, его основными представителями были Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи. По мнению Пирса, название направления происходит от «прагматической веры» Канта, когда человек действует, не обладая полным знанием и основываясь на вере, которую Кант и назвал «прагматической».
В основе прагматизма, так же как и во многих других учениях этого времени, лежат интересы человека. Поскольку истины классической науки далеко не всегда эффективны, а теоретическое знание необходимо, хотя бы в конечном счете, для удовлетворения потребностей человека, прагматики считают что «истина – то, что полезно». С этой позиции ранжируются и научные идеи, которые делятся на истинные – те, которые полезны, и ложные – те, которые приносят вред. Наука – «служанка» человека, нужная ему для достижения своих интересов и целей.
В терминологическом аппарате прагматиков есть понятия «вера» и «воля». Вера в данном случае противопоставляется сомнению, т.е. не является только религиозной, и считается критерием истины (Пирс). В этом смысле наука трактуется как коллективная вера. Воля необходима для руководства знанием, постановки нужных целей и обеспечения их достижения.
Прагматизм – дитя своего времени и даже своей культуры. Но его не следует путать с более субъективным и циничным практицизмом, с философией «американской мечты» и т.п. Прагматизм ориентирован на благо для человека, он учит эффективно преодолевать трудности, он возвращает знание в процесс жизни. Прагматизм оптимистичен, воля, провозглашаемая им, носит созидательный характер.
От философии жизни к биофилософии.
На пути к новому натурализму
(Фролов И. Т. «Введение в философию»)
Философия и научная картина мира
Рекомендуемая литература
Основная
1. Волкоганова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2009. – 480с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2004. – 288 с. (базовый)
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000. – 344 с.
4. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2–е изд. – М.: Гардарики, 2008. – 736с.
– Конец работы –
Используемые теги: основы, философии0.047
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов