Досократики
Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Синкретичность выражается не только в представлениях о нерасчлененности Космоса, но и в гносеологии: как и в мифологическом мышлении, чувственно-рациональный способ мышления является здесь преобладающим.
Но в отличие от мифологии, досократики не ограничиваются при столкновении с грозными и непонятными явлениями введением deus ex machina, т.е. отсылкой к богам. Они ищут иные, доступные познанию причины этих явлений, иные первоосновы мира. Некоторые из них доходят даже до примитивного атеизма.
Одно из делений досократических школ может быть таким:
· ионийская (милетская) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит;
· пифагорейская – Пифагор и его ученики;
· элейская – Парменид, Зенон;
· физиологическая – Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;
· софисты – Протагор, Продик, Гиппий, Горгий.
В этих школах за первооснову мира принимались: у Пифагора – число, у Левкиппа и Демокрита – атомы, у Гераклита – огонь и т.д.
Из этих школ резко выделяются софисты – своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.