Эпоха Просвещения

 

Эпоха Просвещения – еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становле­ние капиталистических отношений в ряде стран, в которых она и достигает своих вершин. Бесспорно, ее можно рассматривать как преемницу эпохи Возрождения на новом историческом этапе. Об этом свидетельствуют и важнейшие ее характеристики:

· культ разума;

· культ науки;

· культ человека;

· идея прогресса, впервые осмысленная в эту эпоху;

· идея всеобщего равенства, прежде всего юридического;

· идея просвещения народных масс и надежда на просвещенных правителей;

· борьба с религией и метафизическими учениями, обосновыва­ющими бытие Бога;

· проблемы наилучшего общественного устройства;

· исторический оптимизм, вера в прогресс человечества;

· подход к историзму как типу мышления.

Не все идеи просветителей оказались продуктивными. Некото­рые из них были явно идеалистическими (например, идеи равенства или просвещенных правителей). Между просветителями, как это бы­вало во все эпохи, также шла ожесточенная идейная борьба. Тем не менее философия Просвещения задала направление движения всему человечеству вплоть до конца тысячелетия.

Сегодня вокруг этих идей идет серьезная полемика. В частности, беспокойство вызывают чрезмерная рационализация, противопо­ставление человека природе, выделение его из Целостности, Кос­моса, его человекобожеские претензии.

«Виновата» ли в этом эпоха, отстоящая от нашего времени более чем на два столетия? Думается, что это вопрос чисто риторический. Любую самую хорошую идею можно довести до абсурда. Идеи, как и люди, – дети своего времени. Люди осмысливают их, отбрасывают бесперспективные, развивают полезные. Свершают великое и оши­баются, достигают вершин и падают и бездну. И только от них, вер­нее от нас зависит, какие идеи и в каком виде мы берем с собой в будущее.