Исторические формы позитивизма.

Позитивизм сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длитель-ный путь развития. Именно благодаря своей способности к эволюции, он ока-зался удивительно прочным и устойчивым явлением в западной философии. В центре внимания позитивистов постоянно находился вопрос о взаимоотно-шении философии и науки, методологии и гносеологии. Впервые в истории философии позитивизм создал модель развития науки. Появление позитивиз-ма ознаменовало переход от умозрительной философской методологии к социально-научной. Позитивизм как новое философское направление появился во Франции, сразу заявив о разрыве со старой философской традицией, о «революции в филосо-фии». У истоков позитивизма стоял Огюст Конт (1798-1857). Термин «пози-тивизм» применяется в двух аспектах: во-первых, как совокупность взглядов О.Конта; во-вторых, и это более широкое определение позитивизма, как фи-лософское направление, провозгласившее и выразившее веру в научный и тех-нологический прогресс. В этом смысле позитивизм явился разработчи-ком метода, широко применявшегося в гносеологии, логике, социологии, эти-ке, истории культуры и других науках ХХ в. Позитивизм тяготеет к субъективному идеализму и агностицизму, поскольку развивает тезис о том, что наука познает не сущности предметов, явлений, не их причины, а только явления. Для него наука является инструментом систе-матизации данных, полученных благодаря ощущениям.

В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа.
Первый этап открывается философией О.Конта и его последователей Э.Ренана и Э.Литтре (Франция). В Англии основоположниками позитивизма были Д.С.Милль и Г.Спенсер; в Польше – Ю.Охорович; в России – Г.Выру-бов, В.Лесевич, Н.Михайловский; в Италии – К.Каттанео, Д.Феррари, Р.Ардиго.

«Второй» позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, преж-де всего в физике. Вторая историческая форма позитивизма появляется в кон-це XIX в. и называется «махизм», или эмпириокритицизм. Его представите-ли: Э.Мах, Р.Авенариус и др.
Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Его предста-вители: М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, Г.Райхенбах, Л.Витгенштейн и др.
Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию. Он представлен в учениях И.Лакатоса, Дж.Агасси, Д.Уоткинса, Г.Альберта, Т.Куна и др.
Несмотря на большое разнообразие и несхожесть, неоднородность философс-ких школ, относящихся к позитивистскому направлению, их роднит отноше-ние к познанию, которое трактуется и рассматривается вне любой философс-кой интерпретации. К сомнительным философским ценностям относятся ми-ровоззренческая и аксиологическая ориентация философии. Поэтому позити-визм отрицательно оценивает всю прежнюю «классическую» философию, считая, что вся традиционная философия как «метафизическая», так и догма-тическая, должна быть заменена либо специальными, позитивными, науками, либо обзором системы знаний, учением о соотношении между науками, об их языке и т.д. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естест-венных и социальных наук. Наука сама должна стать философией, ограничи-ться описанием явлений, а при формулировке законов отвечать не на вопрос «почему», а только на вопрос «как». Позитивизм ограничивает научное зна-ние описанием явлений, не выясняя причинных зависимостей.
Многие идеи, высказанные позитивистами, носили новаторский характер и оказались чрезвычайно прогрессивными для своего времени. Наиболее цен-ными для развития науковедения и логики науки явились мысли О.Конта о всеобщей классификации наук, критика Э.Махом ограниченности ньютонов-ской механики. Большой вклад внесли неопозитивисты и постпозитивисты в разработку средств логического анализа языка, в применение исторических методов в области специальных наук.
В конце XIX в. появляется «вторая» форма позитивизма – махизм, или эмпириокритицизм, который главную задачу философии видит в пересмотре тео-рии научного познания в соответствии с открытиями, коренным образом из-менившими прежний образ науки. В 1895 г. был открыт электрон, а в 1896 г. – явление радиоактивности. Эти открытия дали повод махистам к утверж-дению, что «материя исчезла», и к релятивизации всех свойств физических объектов.
Основоположники «второго» позитивизма Рихард Авенариус (1843-1896) и Эрнст Мах (1838-1916) не ограничивали свою деятельность только филосо-фией. Э.Мах известен как крупный физик, работавший в области механики, ‑­
акустики и оптики. Р.Авенариус занимался исследованиями в области психо-физиологии. В своем учении они пытаются преодолеть ограниченность меха-нистического естествознания, основанного на классической механике И.Ньютона.
Термин «эмпириокритицизм» был введен Р.Авенариусом и буквально озна-чает «критика опыта». Он строит свою концепцию, исходя из теории «прин-ципиальной координации» субъекта и объекта, согласно которой не существует объекта без субъекта, как и субъекта без объекта. Таким образом, мир дан нам «в принципиальной координации», т.е. только в опыте. В свою оче-редь, опыт состоит из элементов, которые не зависят от индивида. «Элементы» были и есть «элементы мира». Элементы делятся на физические, не зависящие от нервной системы человека, и психологические, зависящие от нервной системы человека. Следовательно, все существующее превращается в ощущение, познаем же мы не мир как таковой, а наши ощущения и их сочетания.
Неопозитивизм
Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в начале 20-ых годов ХХ в. в Австрии, Англии и Польше. В первые десятилетия он был известен под названием «логический позитивизм», а оформился как течение в Венском кружке логиков – философов в 1923 г. под руководством Морица Шлика (1882-1935). В кружок входили Р.Карнап, О.Нейрат, Ф.Вайсман и др. Большое влияние на участников кружка оказал Людвиг Витгенштейн. После оккупации Европы фашистами многие неопозитивисты эмигрировали в Англию или США (А.Тарский, Я.Лукасевич, К.Айдукевич и др.). В Англии неопозитивизм развивался как аналитическая философия Дж.Мура и Б.Рассела.
В неопозитивизме еще больше сужаются функции философии, усиливается отрицательное отношение к мировоззренческой проблематике. Философия полностью отождествляется с методологией науки, главная задача которой видится в анализе естественных и искусственных языков. Неопозитивизм стремился построить идеальные логические модели эмпирико-научных рассуждений. Он превращает философию в формальную логику, где главное – анализ языка. Анализ понимается как уточнение языковых выражений путем их преобразования и прояснения. Категория «значение» является главной в неопозитивизме, поскольку «прояснить» означает уточнить выражения. При-надлежность высказываний к определенному классу значений осуществляется путем проверки, верификации. Отличительной чертой неопозитивизма является его антиисторизм в исследовании науки. Рост знания осуществляется путем накопления эмпирических данных, которые могут быть перекомпонованы благодаря созданию новых схем логического анализа. Неопозитивизм имел и положительное влияние на развитие философии, поскольку он привлек внимание ученых к философским функциям языка, показал его огромную роль в познании и человеческой практике. Принцип верификации заставил философов ХХ в. более требовательно отнестись к доказательности философских положений, к четкости и определенности мышления, к проблеме функции знаков, к изучению формально-логической структуры науки ХХ в.

Итак, неопозитивистская логика сосредоточила свое внимание исключитель-но на готовых результатах научного знания, функционирование же всех этих результатов, а тем более их развитие совершенно не принимались во внимание. Это все явилось основанием и причиной появления следующей формы позитивизма – постпозитивизма.