рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Становление античной диалектики

Становление античной диалектики - раздел Философия, 8. Атомизм Демокрита.Предпосылкой Атомизма (А) Была Потребность...

8. Атомизм Демокрита.Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон, доказавший бесконечную делимость вещей, пространства и времени, привел к неустранимым противоречиям, при попытках обосновать реальность множества, раздельность вещей и их подвижности. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц,они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона. Основатель А. - Левкипп. Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты. Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 гднэ). Имеются труды охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение А. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения: Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности. Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе

всего, образует его причину. Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самими качествами. Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Он отрицает

наличие целесообразности в природе. Д. распостраняет А. учение на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот. Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Становление античной диалектики.

Философия Платона.

Платон является основателем идеализма.Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое… • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как…

Учение Аристотеля в истории философии и науки.

•внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях"; • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; • выделил 10 философских категорий;

Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Физика и этика Эпикура, фатализм стоиков, рационализм скептиков.

• учение о природе и космосе ("физика"); • учение о познании ("каноника"); • учение о человеке и его поведении ("эстетика").

Фил. идеи в древнегреческой медицине.

гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия. Наука “о природе” в Древней Греции включила три… мира. Первое из этих направлений явилось основанием для дальнейшего развития… обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики. ля Гиппократа болезнь -…

Теоцентризм средневековой философии. Изменение роли средневековой философии.

- креационизм - все является творением бога; - провиденциализм - все предопределено богом. Самыми ранними формами… • сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в…

Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование… 1) движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим —… 2) причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

Философия Возрождения. Возрождение как синтез античности и Средневековья.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: • совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма;

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.

• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; • восхваляет человека; • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

Особенности философии Нового времени. Исторические условия. Научная революция 17 века.

Ф. Бэкон как основатель опытной науки и философии Нового времени.

1) Путь паука - рационалистический метод. Выводит новые знания из разума, не опираясь на опыт. (паук ткет паутину из самого себя) 2) Путь муравья- сбор различных фактов, не имеющих практической пользы. 3) Путь пчелы- поиск необходимых знаний, приносящих пользу.

Учение о бытии (Р. Декарт, Б. Спиноза). Проблема метода.

Французский материализм 18 века.

Французские материалисты более глубоко, чем их пред­шественники, вскрывают диалектический характер связи ма­терии и движения, хотя в их… Рассматривая материю как единственную реальность, бес­конечную и вечную,… Для П. Гольбаха, например, бог есть чистый вымысел, продукт обмана невежественных люден со стороны церкви и ее…

Философия Просвещения. Социальная философия просвещения.

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический… • "Критика чистого разума"; • "Критика практического разума";

Антропологический материализм Фейербаха.

• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских… • бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи… • крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их…

Принципы диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество и мышление.

• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи… • материя находится в постоянном движении и развитии;

Социальная философия марксизма. Теория общественно-экономических формаций.

•на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли… • производственные отношения, уровень производительных сил образуют… • указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по…

Философские идеи в России 18 века. М. Ломоносов. А. Радищев.

 

Западники и славянофилы.

 

Русская религиозная философия.

Философия русского космизма.

 

Исторические формы позитивизма.

В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа. Первый этап открывается философией О.Конта и его последователей Э.Ренана и Э.Литтре (Франция). В… «Второй» позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы… Итак, неопозитивистская логика сосредоточила свое внимание исключитель-но на готовых результатах научного знания,…

Философия экзистенциализма.

Иррационалистическая философия 20 века. (Ницше, Фрейд)

Главные черты и направления постклассической философии.

В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки философских проблем и их решения. Для классической философии - философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой, создания общества социальной справедливости и изменения самой человеческой природы. Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления - рационалистическая парадигма - подвергается жесточайшей критике и начинается переход к неклассической философии. Философия конца Х1 Х-ХХ века отказывается от:
1. рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;
2. жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;
3. от догматизма в философии - непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии.
Основные черты философии ХХ века:
- Плюрализм в философском мышлении. В этом период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские(от лат. scienta - наука - т.е ориентированные на естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать при помощи различных форм познания (не только разумом!).
• предметом изучения становятся все новые и новые объекты действительности, что ведет к возникновению принципиально новых направлений: философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и т.д.
• Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой Диалог - главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.
• Антропоцентризм современной философии - в центре ее идей и размышлений находитсячеловек, его сущность, смысл его жизни идеятельности, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

2.Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А. Бергсон.

Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность - «жизнь» как «творческая эволюция», целостный органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно» в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не тождественные понятия! Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь (объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно «схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить». Главное в жизни - не материя, а дух, поэтому на первый план выходят «науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т.д.
Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля - это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных - это стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита» в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира - «воля» - неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом.
Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии человек пытается победить время через идею бессмертия души. Но это - иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей.
В целом, жизнь людей - это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир - это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и общества. Ни о каком построении разумного и счастливого государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи нет.
Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов
- это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Мир - это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя - самоутвердиться.
Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то хочет достичь в жизни - и достигает. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Богумер!), оно не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для людей. Европейская культура - это культура изнеженных людей, и виновато в этом христианство.
Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов на мораль господ - «сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться.
«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютно новая порода людей, которой еще не было в мире - плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей».
Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не более чем субъективное истолкование фактов. Человек «истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир иллюзий.
Анри Бергсон - основатель интуитивизма. Жизнь как становление начинается в результате первоначального взрыва («жизненного порыва») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания. "Эволюция в дальнейшем привела к их взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств. Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизнь может быть познана только интуитивно, симпатически. При этом снимаются все противоположности, в том числе и между познаваемым и познающим. Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через «длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни. Интеллект познает мертвые вещи, утратившие «длительность», в обмен на пространственную фиксацию.

 

Категория бытия. Ее смысл и специфика.

Каково же содержание философской категории "бытие"?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир)… • окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

Формирование научно-философского понятия материи.

• материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по… • объективно-идеалистический подход— материя объективно существуеткак… • субъективно-идеалистический подход- материи как самостоятельной реальности не существует вообще,она лишь продукт…

Понятие движения. Основные формы движения.

 

Пространство и время.

 

Диалектика. Основные законы диалектики.

 

Категории диалектики.

Категория диалектики- наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

Косновным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Становление, античной, диалектики0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Становление античной диалектики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

АНТИЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯ. Античные города-государства в эпоху эллинизма
В связи с этим событием поселения хоры опустели. Ольвиополиты были вынуждены отпустить на волю рабов, простить населению долги, предоставить права… В городе перестраиваются целые районы и комплексы, в частности, жилые кварталы… Каждая часть города имела свою систему планировки. Основной магистральной улицей Верхнего города являлась Главная…

Становление античной этики
Одновременно с этим она отождествила мораль с разумностью поведения и на многие столетия, на весь период развития задала этике просветительский тон.… Уже в памятниках ран негреческой литературы более или менее адекватно и каждый… Анализ ранних литературных памятников европейской культуры поэм Гомера ХII-VII вв. до н. э Гесиода конец VIII начало…

Политический плюрализм. Становление многопартийности в России
Политический плюрализм наиболее ярко проявляется в двухпартийной или многопартийной системе общества. Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте… Создается правящая коалиция или правительство, не располагающее большинством в парламенте, вынужденное его получить…

АНТИЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯ. Северное Причерноморье в римский период
В городах происходят масштабные строительные работы, как правило, на основе более ранней планировки. В планировании ордерных и безордерных… Единственное исключение – Харакс, полностью построенный римлянами. Римское… Из стекла изготовлялась столовая посуда, ёмкости для питья и парфюмерии. В связи с изменением костюма среди населения…

Законы диалектики - материализм или идеализм
Правда, Гегель везде подчеркивает, что это тот же христианский Бог, но только фило­софски промысленный «науровне понятия». Сама абсолютная идея… Природный организм во всех его материальных проявлениях манифестирует… Безусловно, эта мысль по сути своей идеалистична, но столь л она чужда материализму, который ведь и сам признает, что…

Диалектика многомерного мира
Венки из мяты предписывалось носить на ежегодном июньском празднике, а в будние дни—ученикам, постигающим труднейшую науку — философию. Древние… И исторически, и логически диалектика в своем формировании отталкивалась от… Последний исходил из допущения, что в познании существует единое логическое поле, подчиняющееся требованию…

АНТИЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯ. Северное Причерноморье в классическую эпоху
Это, в первую очередь, укрепленные города, поселения, некрополи, земельные участки с расположенными на них жилыми и хозяйственными сооружениями, а… Территория большинства античных центров окружается оборонительными стенами и… Они были многокамерными, с внутренними дворам. Из таких домов формировались кварталы, которые делились улицами и…

АНТИЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯ. ГРЕЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЭПОХИ АРХАИКИ
История появления колоний. Особенности социально-экономического развития, жилые и культовые постройки. 1. История появления колоний. Колонизация… Третий период был завершен в связи с разгромом Ионии персами в 545 г. и… Наиболее известные и ранние колонии: в Италии — Кумы Второе направление — южное и юго-восточное: побережье Сирии,…

Марксистская диалектика и исторический материализм
Надо прямо сказать, что не только столетия назад, но и в настоящее время единого мнения о истории становления и развития человечества не… Свой вклад в развитие такого подхода внесли многие выдающиеся мыслители, но я… И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью…

Исторические условия становления русской культуры
Это период формирования новой установки человека по отношению к окружающему миру, в результате чего возникла философия (любовь к мудрости). … На достижении этого знания и были направлены усилия философов и ученых. Если… Таким образом, философия, согласно этой традиции - это наука, имеющая свой предмет исследования и пользующаяся…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Политическа система России: становление и развитие В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли… Появление политической системы практически связано с возникновением… Он многократно подчеркивает о тяготении их к государству См. Лютых А.А Тонких В.А. Политология Курс лекций Воронеж, …
  • Диалектика как учение о развитии и способ философствования Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в… Развитие античной философии и науки расширило сферу применения диалектики. Как… Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно…
  • Диалектика как учение о всеобщих и универсальных связях и развитии Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений. А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания… Диалектика предстает как учение о связях. Диалектическому мышлению присущ… Представителями этих направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие «по истине» и бытие «по…
  • Реформация и её влияние на становление нового философского мышления Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война 1524—1526 гг. в Германии, Нидерландская и Английская революции.Реформация положила… Реформация выросла из внутреннего желания человека вернуться к Богу, посвятить… Этапы Реформации: • 1517г.—Выступление Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций.Начало Реформации; • 1518 г. —…
  • Поиск первоосновы мира в античной философии На этом этапе происходит становление философской категориальной системы. Следует особо отметить значение первых космоцентрических философских… Следующей за милетской школой философии была элейская, более определенно… Демокрит исходит из того, что в основе сущего лежат неделимые, неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы,…