Философии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

__________________________________________________________

Факультет заочного обучения

 

 

Кафедра

«Философии»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по

«Философии»

 

Тема: «Философия Фомы Аквинского как образец схоластики»

 

 

Выполнил:

Слушатель 2 курса

401 учебной группы

сержант полиции

Купцова Ю.В.

 

 

Санкт-Петербург

 

Содержание.

Введение.

1. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.

2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом.

3. Специфика средневековой схоластики.

4. Ориентации и переориентации религиозной философии.

5. Проблема «доказательства» существования бога.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. “Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие”[1] . Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование и суетность), Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их обильный корень. Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акцидетнций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм.

 

 

__________________________________________________________________

[1] Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 123.

 

Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики

“На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и…    

Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом

В номинализме пересматривается характерная для аристотеленвской традиции (Альберт Великий, Фома Аквинский) трактовка бытия, предполагающая тесную… В номинализме определяющее значение получает идеи божественного всемогущества,…  

Специфика средневековой схоластики.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как… Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к… "Категории" Аристотеля и создавшего систему тонких развлечений и определений понятий, с помощью которых…

Ориентации и переориентации религиозной философии

В понимании задач философии традиционная ориентация рас¬сматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (теологии, учению о боге), ибо… Соответственно этому трактуется и предмет философии. Традиционная ориентация,… Пожалуй, в наибольшей степени скорректированы представления о взаимоотношениях религии, религиозной философии и науки.…

Проблема «доказательства» существования бога

Приглядимся к тому, как это делается, в чем тут сходство с традициями религиозной мысли и каковы новые моменты по сравнению с ними. Традиционализм… ______________________________________________________________________ [11] Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 189.

Заключение.

Безусловно, «антропологический поворот» в религиозной мысли представлен мыслителями, позиции которых различались и которые спорили друг с другом. Но в их взглядах есть и много общего. Мы и рассмотрим их в определенной типологической обобщенности.

«Антропологический поворот» связан с решимостью философов-реформаторов в определенном смысле пересмотреть традиционную иерархию ценностей и проблем религиозной философии. Если традиционная религиозная философия сводила все вопросы философии, включая и вопрос о человеке, к проблеме бога, то религиозная философская антропология XX века, как видим, ставит в центр именно широко понятую проблему человека. И хотя отношение человека к богу философы этого направления считают необходимым также «подтянуть к центру», все же переориентация по сравнению с религиозной классикой происходит заметная и не-маловажная.

Происходят перемены и в том, как именно анализируется вопрос о человеке, какие ценности жизни и поведения людей выдвигаются на первый план. Меняется сам стиль обращения религиозных мыслителей XX века к человеку. Правда, довольно часто они предпочитают — в соответствии с духом традициона-листского мышления — приглушать свое новаторство и делать вид, что только извлекают из теолого-философских традиций христианства внутренне заключенную в нем гуманистическую ориентацию. Для такого подхода есть определенные основания. За фасадом теоцентризма постоянно скрывался интерес к человеку, его жизни, поведению, нравственности. Особенно характерен в этом отношении пример Августина, и не удивительно, что «ренессанс Августина» в XX веке стал мощным стимулом для переориентации в направлении философской антропологии.

 

 

Cписок литературы:

1. Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. – 504с.

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991.- 603с.

3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. – 623с.

4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. – 589с.

5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981. – 530с.