рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Реформация

Реформация - раздел Философия, Генезис философского знания. Мифология и философия Протестанты Считали Священной Только Библию, Отрицали Священное Придание ...

протестанты считали священной только библию, отрицали священное придание

никто не мб посредником между человеком и богом

вернуться к идеалам ранних христиан

авторитет - августин

за строгость церковной жизни

 

 

13 марта

Европейская философия 17 в.

 

проблематика изменилась: от смысла жизни к познанию и основанию достоверного знания.

 

Декарт, Лейбниц задавались вопросом, какой критерий дост.знания?

 

главная проблема: основание достоверного знания

(на какие способности нужно опираться, чтобы получить истинное знание?)

 

господствует гносеологическая проблематика.

 

основная особенность - тесная связь с наукой.

 

(вплоть до Шопенгауэра наука и философия шли рука об руку).

 

 

(субъект) - (метод познания) - (объект) ---> знание (зависит от С, М, О)

субъект - "совокупный продукт общества".

 

учёные ставили задачу поиска универсального метода познания

 

 

1 рационалисты- позиция, согласно котдекорой основанием достоверного знания является разум.

 

-декарт - "концепция врождённых идей"

-спиноза

-лейбниц

 

 

спин - детерминизм, пантеизм

1 субст сущ-ет сама по себе и предствляется через себя

субст = бог = дух

она е всё существующее

бог-не личность

С беск, вечна, неделима

вещь - модус С

 

2 атрибут - свойство С

аттр: "протяжение и мышление".

не влияют др на друга

вещи согласуются по этим 2 аттрибутам

порядок и связь вещей = порядок и связь идей

 

3 протяжение - признак тела

мышление - беск вещь, природа создающая и созданная (ощущение, эмоции, разум(

Сии принадлежит "модус беск разума"

любой вещи принадлежит мышление

все вещи в различных степенях одушевлены

 

4 познание - тело меняется с душой (или наоборот)

 

5 причинность - воля бога

у всего есть причина

законы бога нельзя нарушить

 

у чка нет свободы воли

свободен тко бог

счастье - поступать в согласии с казуальностью

 

6 аффекты:

удовольствие

неудовольствие

желание

 

 

декарт

 

1 дуализм

протяжённая и мыслящая сущности

у них общий источник - бог, крый формирует их по одним и тем же законам

 

2 механицизм

материя состоит из эл-рных частиц, взаимодействие крых производит прир явления

 

всё протяжённое телесно, нет пустого пространства, вихри

 

3 скептицизм, дост знание, когито эрго сум

"истина ума"

критерий - яснотсь и раздельность представления

разложение факта самосознания на бытие и мышления

совершенство существует из идеи совершенства

 

4 материя - сущность, противоположная духу

тела - протяжённые величины

 

дух и материя созданы, бесконечен лишь бог

 

 

2 эмпирики - основанием достоверного знания является опыт.

 

-фрэнсис бэкон - "Новый органон"., гл метод - индукция. Изначальный опыт включает деятельность разума, первичные гипотезы.

-томас гоббс

-локк

 

сенсуализм - крайняя форма эмпиризма. "только чувственные данные могут считаться достоверными".

 

Бэкон: крайние эмпирики - "муравьи", рационалисты - "пауки" (ткут из себя паутину знания).

Бэкон: стереотипы - идолы (рода (от чского рода), пещера (от инд особенностей, воспитания), театра и рынка)

 

Эмпирики: человек - табула раса, на которой природа пишет свои письмена.

 

 

Теория идолов (призраков) Бэкона - стереотипов мышления (мешают видеть истину): идолы

1 рода - присущи всему человечеству, самые тягостные, от них невозможно избавиться. Суть: мыслить всё исходя из человеческого видения.

2 пещеры - стереотипы от индивидуальных характеристик (образование, пол итд)

3 театра - схемы-концепции, в которые веря

4 рынка - стереотипы в результате спора

 

20 марта

Рене Декарт

 

чтобы прийти к истинному знанию, необходимо всё предшествующее подвергнуть радикальному сомнению.

 

подвергнув всё знание сомнению, он пришёл к единственному несомненному, с его точки зрения, утверждению:

"я - мыслю".

 

основной компонент синтетического метода у Д - дедукция.

 

всё человеческое знание едино, тк мир един.

он представлял знание в виде древа (корни - философия), ствол - физика, ветки - прикладные науки.

 

концепция Д зиждется на врождённых идеях в виде предрасположенности к возникновению опыта в опр-ных условиях.

 

класс-ция идей у Д

1 идеи, полученные эмпирическим путём

2 идеи на основе анализа вторичных идей

3 врождённые идеи (предрасположенность ума)

 

античность- история циклами, бог - принцип.

ср века- провиденциализм

до 17 в- Томас Гоббс первым заговорил, что гос-во искусственно и создано человеком. Отсюда: монархия не божественна, можно самим определять гос-венное устройство: революции.

 

Томас Гоббс- т. об-венного договора.

1 естественное состояние об-ва "война всех против всех"

 

человек - существо эгоистичное. сталкавиаются "эгоизмы" в порядке естественного права.

 

так как человек сознательный, это приводит к тому, что люди заключают договор, чтобы "не переубивать друг друга".

 

люди отдают часть прав государства в обмен на защиту.

 

2 гражданское состояние об-ва

 

с т.з. Гоббса, лучшая форма правления - монархия.

 

Гоббс: "Левиафан". гос-во - левиафан, так как забирает естественные права, пусть и ради выживания.

 

Аристотель, стоики - общественное выше личного -> византийские авторы, восточные деспотии, царизм, СССР.

 

атомисты - личное выше общественного.

 

Локк: естественные права человека - равенство, свобода, право на жизнь и собственность (вслед за Аристотелем).

 

Локк считал, что не абс., а ограниченная монархия - универсальная форма правления.

 

Локк: первым о разделении властей.

 

граница 17-18 в - рассвет суб. идеализма (Беркли, Юм)

 

Беркли: "мир - лишь комплекс моих ощущений".

познавательные способности нас обманывают, "я знаю, что ничего не знаю". могу ли я иметь знания о мире?

истоки: софизм.

 

Юм: "довёл Беркли до абсурда"

в мире не существует детерминизма и причинно-следственной связи.

 

27 марта

Немецкая классическая философия

-завершающий этап развития "классической" философии. Классическая философия нацелена на связь с наукой, полагает познающий разум вне этого бытия, нацелена на логико-рационалистическое построение мира. Большинство мыслителей до этого мыслили мир рационалистически, полагали мир и человек разумными, то есть разумное познаёт разумное. Мир живёт по опр-ным законам, в мире присутствуют связи рациональные и повторяющиеся, которые мы можем познать, тк тоже обладаем разумом, и так выводить знание.

 

Мир разумен, то есть он пронизан связями. Повторение связей - законы. Разум человека способен постичь эти законы, и так человек выводит знание. Знание истинно, так как оно соответствует этим законам.

 

Вплоть до сер 19 в классическая мысль занимает доминирующее положение в науке. Каждый считает, что именно он достиг истины.

 

Кант - первый доказал антиномичность нашего разума. Разум сам противоречив, полагаться на него не стоит. Разум может одновременно доказать, что мир бесконечен и конечен итд.

Фихте

Шеллинг

Гегель

Фейербах

 

Шопенгауэр - иррационалист. Есть мировая воля, которую нельзя "просчитать".

 

В 20 гг 18 в Германия в фсофском плане отставала от Франции и Англии. До 18 в в философии почти не было немецких имён.

 

Христиан Вольф почувствовал спекулятивные (творческие) возможности нем языка, в котором не было до этого научно-философской терминологии.

 

Язык влияет на нас, культура приходит с языком. Мы погружаемся в языковое пространство, наша культура в языке.

 

В 20 гг в Германии не было языка, который мог отразить в переводе англо-французские достижения в науке (у немцев, грубо говоря, не было соответствующих слов). Вольф провёл терминологическую реформу, язык обогащается. Вольф заставляет язык работать.

 

Вольф один из первых переводит Декарта и др. на нем. язык и приспосабливает их для образования.

Фридрих 2-й был приверженцем свободомыслия, давал деньги французам, приглашал их в университеты.

 

В этой плодородной почве рождается гений Иммануила Канта(1724, Кённигсберг - 1804).

 

Философская проблематика изначально его не интересовала, его творческую деятельность можно разделить на 2 периода

1 докритический - его интересуют проблемы естествознания.

2 критический - обращается к философской проблематике.

 

Критика чистого разума - теория познания

Критика практического разума - этическая проблематика

Критика способности суждения - эстетическая проблематика

 

"Я совершил в философии то, что Коперник совершил в естествознании".

 

Кант первым в центр познавательного процесса поставил субъект и его познавательные способности. Познание не зависит от объекта и метода, только от субъекта.

 

Кант был философом-агностиком.

Агностицизм: сущность мира непознаваема, существуют границы познаваемости мира.

 

пространство и время - субъективные свойства мышления, способ упорядочивания мира.

 

Кант условно делит мир на две части, человек существует в (1) феноменальном мире (2)

 

Феномены - явления, которые являются нам сообразно нашим органам чувств и др. познавательным способностям

 

Мы имеем дело с явлением вещи, а не с самой вещью.

 

Разум не поможет нам познать, какова эта вещь на самом деле, так как нас обманывают не только чувства, но и разум. Разум оперирует антиномиями (противоречиями)

 

Ноумен / вещь в себе мы познать не может.

Феномен - это проявление ноумена в наших способностях.

 

Наше знание - феноменальное.

 

Человек отличается от животных "внутренним законом". Ни одно живое существо не может следовать закону, изначально заложенному в человека. Этот закон - результат деятельности бога.

 

Категорический императив - поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законодательством.

(представьте, что ваш поступок становится обязательным для всех, и с этой позиции оцените его)

 

Относиться к человеку надо относиться не как средству, а как к цели. Нельзя спрашивать, зачем человек существует, он сам по себе цель.

 

В феноменальном мире мы встроены в систему отношений, законов, связей итд. Но мы обладаем внутренней свободой нравственного выбора.

 

Быть человеком - значит быть человеком, способным на нравственный поступок.

 

Концепция всеединства Шеллинга отразилась на русской мысли

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Генезис философского знания. Мифология и философия

Миф как объект философской рефлексии... Предмет и функции философии Взаимосвязь философии и частных наук... Основной вопрос философии Исторические формы материализма и идеализма...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Реформация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Досократики: космоцентризми пантеизм
космоцентризм - всё предопределено божественным миропорядком, человек - его часть "всё одухотворено"   1) милетская школа (г. милет) - натурфилософская шко

Аристотель
  деист   бог создал мир в едином акте, но не бог-творец, а бог-демиург (строитель)     4 виды причины: движущая

Провиденциализм
  философию использовали как инструмент для решения теологической проблематики   две проблемы, бл-ря к-рым мы можем сказать, что средневековая мысль была филосо

Пр-ма разум/вера
1 вера - основание для знания, разум не нужен. 2 вера - основа любого знания (Фома Аквинский) 3 истинно только то, что разумно. знание должно быть рационально обосновано.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- вершина НКФ.   объективный идеалист.   Началом нашего мира является абсолютный разум (абс. идея), который был всегда и постоянно (само)развивался.

Людвиг Фейербах
"Сущность христианства". -"антропологический" материалист.   так же как и кант, воспевает человека, но человек - венец природы.  

Артур шопенгауэр 1788-1860
  "мир как воля и представление" мировая воля - у неё нет цели. она дробится на воли людей всё движется благодаря воле воля - высший космический п

Сёрен кьеркегор 1813-1855
три стадии человеческого существования 1 эстетическая 2 этическая 3 религиозная   в центре внимания - субъект, который познаёт свою экзистенцию

Позитивизм
огюст конт   кл философия - метафизические иллюзии ценно положительное/позитивное знание конт пытается философию повернуть к науке. философия должн

Научные методы
дедукт-индукт синтез-анализ систематизация     17 апреля Неклассическая философия (продолжение). Философия психоанализа.

Карл Густав Юнг
- критиковал Фрейда за абсолютизацию либидо. "надо рассматривать не индивидуальное, а коллективное бессознательное".   у католиков - от от

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги