В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному:
· Для архаического общества характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект – объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к окружающей природе.
· В эпоху античностиначинает проявлять себя противостояние человека природной среде его обитания.
· В эпоху Нового временистановление техногенной цивилизации делает такой тип противостояния основополагающим.
· Конец 20-начало 21 вв.характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Формируется идея коэволюции у истоков которой стоял известный генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский.
Коэволюция – это совместная эволюция в едином пространственно-временном ритме.
Человек является частью биосферы, поэтому его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (ко-эволюцию) человека и природы.
Краткие выводы:
Ø Коэволюционная стратегия основывается на экологических императивах (строгих, неукоснительных требованиях),
Ø Отношения в системе «Общество-Природа-Человек» изменяются от антропоцентризма к биосфероцентризму.
Ø Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность уничтожения человека.
Ø Коэволюция должна способствовать достижению состояния устойчивого развития в системе «Человек-Общество-Природа».