Реферат Курсовая Конспект
Конспект лекций по дисциплине Философия - Конспект Лекций, раздел Философия, Конспект Лекций По Дисциплине ...
|
Конспект лекций
по дисциплине
«Философия»
Преподаватель:
Павлова Алевтина Тимофеевна
Напечатал:
Халимончик Виктор Владимирович
Минск 2010
Философия, учебное пособие, РИВШ, 2006, Яскевич
Лекция 1. Философия в системе культуры
Понятие философии;
Основные мировооззренические вопросы;
Основные функции философии;
Философия и наука;
Философия и искууство;
Философия и религия;
Две эпохи в развитии филосовской культуры.
Понятие философии
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний:
· о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия;
· о наиболее общих сущностных характеристиках чел отношения к природе, обществе и духовной жизни.
Основные мировоззренческие вопросы (проблемы)
Проблема универсума
Философия обосновывает категориальную (понятийную модель мира и отвечает на вопросы о формах и способах его бытия.
Проблема человека
Ø в чем смысл жизни человека;
Ø свободен или не свободен он в своих действиях и поступках;
Ø каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия.
Проблема взаимосвязи человека и мира
Анализ различных форм и типов отношений между человеком и миром.
Основные функции философии
1.Мировоззренческая;
2.Методологическая;
3.Социально-критическая;
4.Кумулятивная;
5.Регулятивно-эврестическая;
6.Логическая.
Мировоззренческая функция философии
Ø вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека;
Ø исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью;
Ø обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.
Методологическая функция философии
Ø разработка научной картины мира;
Ø обоснование образа познания;
Ø формирование обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.
Социально-критическая функция философии
Ø оказывает влияние на формы и принципы организации социальной жизни;
Ø обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры;
Ø разрабатывает программы социальных изменений и трансформаций.
Кумулятивная функция
Ø обобщение и интеграция научного знания;
Ø формирование на этой основе общенаучной картины мира.
Регулятивно-эврестическая функция
Ø разработка системы принципов и норм научно-познавательной деятельности.
Логическая функция
Ø разработка категориально-понятийного аппарата научного мышления.
Философия и наука
Общее между ними:
Ø Категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая реальность не только описывается, изображается, но и объясняется;
Ø Философия как наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.
Философия и мировоззрение
Структура мировоззрения его исторические типы;
Предмет философии, структура философского знания;
История диалектической мысли
Понятие диалектики
Этапы становления диалектики
Основные принципы и законы диалектики
Категории материалистической диалектики
Постклассические версии диалектики
Понятие диалектики
Диалектика – это философское учение о движении, изменении и развитии всего сущего.
Термин происходит от древнегреческого слова, которое означает искусство вести беседу или спор.
Категории материалистической диалектики
· общее – особенное – единичное;
· содержание и форма;
· необходимость и случайность;
· причина и следствие;
· сущность и явление;
· возможность и действительность и др.
Постклассические версии диалектики
Постклассические версии диалектики связаны с радикальной критикой рационалистической традиции. В рамках неомарксистской доктрины в 20 столетии развиваются варианты диалектики:
¨ «праксиса»;
¨ «негативной диалектики»;
¨ «авангардистской диалектики эстетического нигилизма» и др.
Неомарксистские концепции диалектики
Одна из первых концепций неомарксистских концепций диалектики была предложена в книге Д. Лукача «История и классовое сознание. Исследования о марксистской диалектике» (1923 г.). Обозначены основные мировоззренческие и методологические ориентиры диалектической философии в его лево-радикальной интерпретации.
Концепция социальной диалектики
Отличительной особенностью, предложенной в работе Д. Лукача концепции социальной диалектики являлось то, что теоретические построения Гегеля истолковывались в духе основополагающих идей и категорий «Капитала» К. Маркса. Это придало данной концепции очевидную социально-практическую заостренность.
Негативная диалектика
Представители Франкфурсткой школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно), разрабатывая разрабатывали свою версию «критической теории». В 1966 году выходит работа Т. Адорно «Негативная диалектика». Задача – обосновать несостоятельность и отчужденный характер «позднебуржуазного общества».
Диалектика праксиса
Разработана французским философом Ж. П. Сартром (1905-1980) в работе «Критика диалектического разума». Ж. П. Сартр анализирует диалектику исторического процесса. Он объявляет себя учеником Маркса.
Философия материи
Эволюция представлений о материи
Понятие материи
Системно-структурная организация материи
Движение и развитие
Пространство и время
Философия природы
Понятие природы
Эволюция взглядов на природу
Проблема взаимосвязи общества и природы
Коэволюция стратегии развития общества и природы
Понятие природы
Природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».
Под природой в узком смысле понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу и человеку. Это объект изучения конкретных наук, и философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира.
В. И. Вернадский
Философия глобального эволюционизма и синергетика
Принципы эволюционизма
Динамика идей эволюционизма
Современная трактовка глобального эволюционизма
Онтология как философское учение о бытии
Понятие онтологии
Основные трактовки бытия
Бытие
Классический вариант понимания бытия возникает в античной философии. Многие мыслители того времени признавали основой бытия атомы, которые понимались как материал, основа всех вещей.
Начиная с философии Канта, бытие связывается с познавательной и практической деятельностью человека. Человек рассматривается в системе сложных бытийных отношений. Понять человека можно лишь исходя из его встроенности в целостность реального мира.
Современный этап трактовки бытия. Немецкий философ Риккерт различает чувственно-реальное и ирреальное бытие. Он отмечает то, что естествознание имеет дело с миром ценностей. Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта, при этом сознание понимается как всеобщее безличное сознание. Реальность рассматривается как результат деятельности безличного сознания, конструирующую природу.
Для феноменологии немецкого мыслителя Гуссерля характерно проведение различий между реальным и идеальным бытием. Реальное – это внешнее, временное, идеальное – это мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью.
Классика и современность
Характерные черты и принципы классической философии
Особенности постклассической философии
Основные программы и проблемы постклассической философии
Этапы развития постклассической философии
Характерные черты классической философии
· Классическая философия основывается на принципах рациональной, гармоничной и реалистической интерпретации мира.
· выдвигала требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования
· При этом большинство мыслителей исходило их того, что познание истины доступно каждому человеку.
· Разум рассматривается как познавательная способность, сверхопытной сущностью, то есть не выводимое из опыта и не сводимое к нему; как средство переустройства мира и человека.
· Высшей абсолютной ценностью является разум, решающей силой……
· Считалось, что между знанием и окружающим миром имеется согласованность, так как миру присущ внутренний порядок, дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования
· Сущность человека определяется границами разума и сводится к познавательной способности человека постигать законы бытия
· Свобода понималась как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности
· Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологическо-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей субъективной и объективной реальности.
· Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, причем деятельность понималась через сознание, то есть происходило отождествление деятельности и сознания
· Характерны строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочной схемой рассуждения, возможностью достижения абсолютного знания.
· Философское знание строится как особая форма объективного знания, а субъект как бы извне исследует и свое состояние и внешнее ему бытие.
· Свойственна естественная упорядоченность мироустройства, которому присущ разумный порядок, гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению
Основные принципы:
ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и тд. д.)
ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления
ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества
ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания
ü постижение истины являлось главной целью гносеологии
Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления.
Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы.
В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.
В постклассической философии пересматривается статус азума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.
Иррационализм (лат. неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт.
Представители иррационализма:
Ø А. Шопенгауер
Ø Ф. Ницше
Ø С. Кьеркегор
Ø А. Бергсон
В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, самосозидающее.
Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности, испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.
Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного.
Происходит переосмысление рационализма. Рамки рациональности расширяются. Научная рациональность рассматривается как одна из разновидностей множества типов рациональностей …..
Рационализм (лат. разум) – это направление в гносеологии, признающее разум сновой познания и поведения людей.
Возник в период античности – Сократ, Платон, Аристотель. Ярко проявил себя в 17-18 вв. – Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Рационализм противопоставлял себя иррационализму, сенсуализму, эмпиризму. Обращение к разуму, как единственному источнику научного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт), к отрыву мышления от реального объекта. Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку. Язык становится более гибким, художественным, реалистичным, то есть допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.
В рамках постклассической философии осуществляется смена парадигм: происходит переход от философии сознания к философии языка. На смену анализа S От представлений приходит исследование отношений между языком и миром– лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм.
Парадигма (греч. пример, образец) – это совокупность установок, принимаемых научным сообществом в течение определенного времени в качестве модели (образца) решения конкретных задач.
Постклассическая философия представляет собой большое разнообразие различных течений, школ, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.
Основные программы постклассической философии:
Ø Иррационалистическая традиция (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)
Ø Социалльно-критическая программа. Направлена не только на объяснение но и на изменение социума – марксизм, неомарксизм, постмарксизм.
Ø Критическо-аналитическая программа направлена на переосмысление научно рационалистических приоритетов и ценностей – неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм.
Ø Экзистенцально-психологическая программа направлена на переосмысление философского самосозидания – экзистенциализм, герменевтика, феноменология, психоанализ.
Основные проблемы постклассической философии:
§ анализ бытия человека;
§ анализ языка;
§ разработка категориального аппарата.
Этапы развития постклассической философии
К первому этапу относится критика философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, Кьеркегора, позднее Ницше. Идеи этих мыслителей заложили основания постклассического философствования.
К первому этапу, этапу распада гегелевской философии относится марксизм, которые претендовал на преодоление гегелевской философии на принципах постклассического мышления.
Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.
Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:
1. Диалектико-гуманистическое.Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.
2. Сциентическое.Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.
К неомарксизму относятся:
ü группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения;
ü Исследователи проблем «третьего мира»;
ü Исследователи проблем глобализации
ü Самин, Франк, Валлерстайн
К первому этапу в развитии постклассической философии следует отнести и русскую философию (конец 19 – начало 20 вв.). Великий представитель этого направления Н. Бердяев является основателем экзистенциализма.
Второй этап характеризуется поиском новых форм филоисовствования. Это свойственно таким философским направлениям, как философия жизни (Дильтей, Берксон, Шпенглер) и позитивизм (Конт, Спенсер, Миль).
Относится и неотомизм. Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).
Третий этапоформился к середине 20 века. Основные направления:
§ экзистенциально-феноменологическая философия. Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль.
Экзистенциализм возникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев. После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер.
В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар).
В середине 20 века и в других странах, в том числе в США.
В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет.
Экзистенциализм – это философское течение, рассматривающее человеческое существование как нечто уникальное, единичное. Подлинное существование постигается в пограничных ситуациях.
Пограничные ситуации – это наиболее опасные моменты человеческого существования, когда возникают состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В такие моменты раскрывается человеку подлинный смысл его бытия.
§ аналитическая философия. Развивали Рассел, Витгенштейн. Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а иетод философского анализа, пытаются переориентировать философию на исследование языка науки. Представители аналитической стратегии предложили создать универсальный язык науки, то есть устранить разрыв между словами и опытом, избавиться от двусмысленности обыденного языка. Основная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безупречных структур языка. Основные принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна.
Позитивизм – философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века.
Главная идея позитивизма – научное знание – это совокупный результат специальных естественных наук. Основные методы познания – наблюдение, эксперимент.
Основные формы позитивизма:
1. Классический позитивизм (Конт, Миль, Спенсер)
2. Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус
3. Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).
Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение конца 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на основе простоты и целесообразности.
Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, устраняет философию из науки. Задача науки – разработка метода логического или лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.
Герменевтика – течение в современной философии. Основы заложил Шлейермахер. Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.
Возникла в Древней Греции как искусство понимания жрецов. Сократ в диалоге «Ион» говорил: «Поэты – толкователи воли богов, одержимые каждый тем богом, который им владеет».
Аристотель рассматривает герменевтику как вид логической грамматики.
Млейермахер утверждал: «Чтобы понять чужой текст, необходимо проникнуть в душевное состояние, психику, язык автора текста».
Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен.
Основа неотомизма – учение о гармонии веры и разума. Вера и разум – два пути постижения Бога: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Богом.
Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.
Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар. В работе «ситуация постмодерна (1979 г.) Лиотар отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние Севера и Юга, безработица.
Представители постмодернизма скептически относятся к установке на преобразование действительности. По мнению представителей постмодернизма мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не вмещается ни в какие теоретические схемы. Делает акцент на уникальности, неповторимости всякого явления, события, факта. Крайние формы критических возможностей познания проявляются в полном отрицании науки, в поиске ее замены «субъективностью», в распространении мистицизма в научной среде.
Проблема человека в философии и науке
Философская антропология
Человек как предмет философского анализа
Фундаментальные представления о человеке
Основные концепции происхождения человека
Человек в системе социальных коммуникаций
Экзистенциальные проблемы существования человека
Проблема смысла жизни
Проблема смерти и бессмертия человека
Проблема свободы
Теория познания
Специфика познавательного отношения человека к миру
Проблема познаваемости мира, ее основные направления
Различные интерпретации проблемы объекта и субъекта познания
Структура познавательного процесса
Роль практики в процессе познания
Специфика научного познания
Формы и методы научного познания
Этос науки. Этика взаимоотношений общества и ученого
Наука в аксиологическом измерении
Социальная философия
Понятие социальной философии
Многозначность определения общества
Социальная организация общества и ее элементы
Философия истории
Проблемы поле философии истории
Этапы становления и основные модели философии истории
Факторы исторического развития общества
Проблема субъекта и движущих сил истории
Развитие общества как цивилизационный процесс
Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории
Современный этап цивилизационного развития
Философия истории – раздел философского знания, в котором изучается природа исторического процесса, фундаментальные принципы исторического бытия.
Философия истории:
· Механизмы и закономерности исторического развития социума
· Осуществляется рефлексия над самим историческим познанием.
Нелинейные интерпретации истории
Связаны с представлением о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Обретают вторую жизнь в философско-исторических концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса (Дж. Вико, И. В. Гете). Нелинейная модель исторического процесса закрепляется в концепциях культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локалных цивилизаций» А. Дж. Тойнби и др.
– Конец работы –
Используемые теги: Конспект, лекций, дисциплине, Философия0.069
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конспект лекций по дисциплине Философия
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов