Философская антропология – это фундаментальная наука
· о сущности человека,
· о его отношении к природе,
· об основных направлениях и законах его духовно-исторического и социального развития.
Это философская дисциплина, развивающаяся в творчестве М. Шелера «Положение человека в космосе», Х. Плеснера «Ступень органического и человек», А. Гелена «Человек. Его природа и положение в мире».
Родоначальник философской антропологии – Макс Шелер (1874 – 1928 гг.). «Положение человека в космосе» (1928), «Человек в эпоху уравнивания»…
Он видит сущность человека не в мышлении, а в любви. Он отмечает, что «человек есть существо любящее (ensamans). Чувство, волнение и мышление и любовь в своем единстве обеспечивают уникальность личности.
Образы человека в истории философской мысли:
Демокрит: человек – часть космоса, микрокосм, символ Вселенной;
Аристотель: человек – живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни;
Б. Франклин: человек – животное, производящее орудия;
И. Кант: человек – существо, принадлежащее различным мирам – природной необходимости и нравственной свободы;
Л. Фейербах: человек – венец природы, гармоничное единство Я и Ты;
Ф. Ницше: главное в человеке игра жизненных сил и влечений.
Марксистская трактовка человека основывается на понимании его как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. Каждый человек – неповторимая индивидуальность и вместе с тем носитель родовой общечеловеческой сущности, субъект исторического процесса.
Содержание категорий человек, индивид, индивидуальность, личность:
Человек – высшая ступень живых существ на земле, целостный природно-биологический компонент, выражающий общие черты рода «человек».
Индивид (лат. – неделимый) отдельно взятый представитель человеческогно рода, общества.
Термин индивидуальность выражает уникальное своеобразие человека, его судьбы, характера.
Личность – понятие, в котором отражаются социально-культурные характеристики человека как носителя индивидуального Я, его самосознания, устойчивых свойств и качеств.