Фундаментальные представления о человеке

 

Идея о человеке как Божественном творении воплощена в Ветхом Завете, античной религии, включает в себя мифы о сотворении Богом человека, его тела и души. В области философии эти идеи трансформируются в эсхатологические представления.

В античной культуре идея о человеке как разумном существе homo sapiens.

Разум – специфическое деятельное начало, свойственное только человеку, благодаря ему человек получает возможность познавать сущее таким, каким оно является само по себе.

Разум рассматривается как частная функция Божественного мира, продуцирующего идеи Логоса. Человек тем самым наделяется свойством, не содержащимся в природе (Анаксагор, Платон, Аристотель).

 

Видение человека было развито в различных традициях:

· в стоицизме

· в платоновско-августинианской и аристотелевско-томистской концепциях

· в философии Р. Декарта, И. Канта

· философских теориях Просвещения

· яркое воплощение нашло у Гегеля

 

Смысл трактовок:

Ø Разум и мировой Логос (дао) обладают одной и той же онтологической (бытийной) природой

Ø Разум, укорененный в мировом Логосе, в состоянии претворять в действительность свое идеальное содержание.

 

Идея о человеке как о существе, определяемом влечениями:

§ Демокрит, Эпикур;

§ Маккиавели, Бэкон, Гоббс, Юм, Милль, Конт, Спенсер;

§ Фейербах, Дарвин, Ламарк;

§ Фрейд, Адлер.