Эта проблема определяет жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека.
Основные векторы смысла жизни:
§ Первый вектор придает смыслу жизни трансцендентный и сакральный характер, связывает земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним, трансцендентным бытием.
Трансцендентное – выходящее за пределы персонального опыта, сверхчувственное, доопытное, интуитивное.
Сакральное – таинственное, скрытое, божественное по происхождению, священное, магическое, противоположность повседневному.
§ Второй вектор осмысления проблемы смысла жизни. Смысл жизни ориентирован на земные «ценности и идеалы» – наслаждения, счастья, долга, эгоизма, альтруизма.
§ Третий вектор сводит смысл жизни к целям, которые ставит перед собой человек. В этом случае происходит чрезмерная прагматизация смысла жизни, сама жизнь лишается глубины и загадочности.
Проблема смысла жизни у Э. Фромма: смысложизненные установки могут быть сведены к двум фундаментальными:
1. «иметь» (потреблять, пользоваться благами жизни, жить в свое удовольствие);
2. «быть» (отдавать, творить, реализовывать себя).
Эрих Фромм (основные работы):
ü Бегство от свободы
ü Иметь или быть?
ü Искусство любить!! разработал теорию любви. Свобода достигается только через любовь.
§ Четвертый вектор связан с рассмотрение жизни в качестве самоценности – в самом факте существования человека. Французский философ Я. Янкелевич: «только смерть задним числом высвечивает смысл жизни».