Многомерность сознания

 

Существуют три парадигмы в исследовании сознания:

ü субстанциональная. Исходит из признания самодостаточности сознания, соотнося индивидуальное сознание и духовный мир человека с субстанциальной духовностью мироздания. В Новое время субстанциональная традиция нашла выражение в интерпретации мышления Декарта, трансцендентализме Канта, идеализме Гегеля, в постклассической философии в структурализме Фуко, концепции сознания Ильенкова и др. Сознание (разум) – основа, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Человеческое сознание – отдельное проявление мирового разума.

ü функциональная (атрибутивная). Гоббсс, Локк, Гельвеций, Дидро. Сознание – это отражение реально существующих объектов и связи действительности. Идеальное сознание определяется формами материального бытия. Рассматривает сознание человека как свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга отражать действительность в форме идеальных образов. Идеальное – результат обобщения чувственных данных. Сознание – функция материальных систем. Сознание – результат функционирования мозга и нервной системы.

ü эксистенционально-феноменологическая. Гуссерль, Щелер, Хайдеггер, Сартр. Акцентирует внимание на безусловную веру в человека существование независимо от его сознания предметов внешнего мира. Главная характеристика индивидуального сознания – это интенциональность, направленность и стремление сознания на предмет. Интенциональность предполагает способность сознания быть сознанием о чем-либо, его нацеленность во сне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Феноменология наделяет сознание конструктирующим статусом. Сознание понимается уже не как отражение, а как осмысление действительности, тем самым преодолевается созерцательность классических моделей сознания. В феноменологии именно сознание формирует внутренний мир бытия человека. Подлинное бытие сознания – это поток мыслей, чувств, эмоций, ассоциаций, это единство внутреннего и внешнего.

 

Краткие выводы: каждая из этих концепций делает акцент на определенную сущностную характеристику сознания, которую необходимо учитывать для построения целостной модели сознания.

Субстанциолизм подчеркивает идеальную природу сознания.

Функционализм подчеркивает зависимость сознания от мозга, чувственного опыта, предметной действительности.

Феноменологическая интерпретация обращает внимание на значимость самосознания.

 

Наряду с перечисленными можно выделить другие традиции:

· Психоаналитическая традиция. Рассматривает сознание в отношении с бессознательным. Классический психоанализ нашел свое отражение в работах Фрейда. В рамках классического психоанализа проблему сознания рассматривают Адлер, К. Юнг, Э. Фромм.

· Культурноисторическая традиция.Согласноей, человек – это общественное существо,как по происхождению, так и по сущности. Сущность человека не является некой постоянной величиной, а изменяется в процессе общественно-исторического развития. Развивалась в рамках марксистской концепции практической природы сознания. В ней сознание человека наделяется способностью не только отражать мир, но и творить его.

· Социокультурная традиция.Наделяет сознание такими характеристиками как идеальность, предметность, проективность, выделяя в качестве основных функций регулятивную, познавательную, аксиологическую, прогностическую, функции целеполагания, самосознания.


Формы сознания:

· формы чувственно-наглядного и ассоциативного сознания;

· формы абстрактно-логического мышления;

· эмоционально-волевые регулятивы (эмоции, чувства, переживания), придающие сознанию человека неповторимый, индивидуально-личностный характер.

 

Связь сознания с языком:

Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом, то есть несущих в себе определенную мысль и способствующих ее формированию и передаче в процессе речевой коммуникации.