Роль практики в процессе познания

 

Практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца.

Практика – 1) это основа, цель познания и критерий истинности наших знаний; 2) это общественно историческая деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира.

 

Формы практики:

· материальное производство;

· научный эксперимент;

· социальные действия, то есть деятельность людей по изменению общественных отношений (войны, реформы, революции и т. д.).

 

Практика и познание – это две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Критерием истинности наших знаний может быть не только практика, но и хорошая теория.

Целый ряд явлений действительности вообще не поддается оценке с точки зрения истинности или ложности. Это относится к формам культурного творчества.

Проблема истины впервые осмыслена в античной философии. Аристотель понимал истину как такое знание, которое логически соответствует действительному положению вещей.

Классические концепции истины

Классическая концепция истины понималась как соответствие знаний познаваемой действительности. Британский философ 20 века Д. Мур назвал эту концепцию корреспондентской истиной. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания.

Центральные понятия классической концепции истины: соответствие и действительность.

Соответствие знаний предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально-знаковой форме.

Понятие действительность трактовалось как то, что имеет место, существует.

 

Диалектико-материалистическая концепция истины включает 3 компонента:

ü учение об объективной истине;

ü учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной;

ü учение о конкретности истины.

 

Относительная истина – неполное, неточное знание, которое уточняется и дополняется последующим развитием науки.

Абсолютная истина понимается в двух смыслах: широком и узком.

 

Абсолютная истина в узком смысле – достоверное знание, полное значение, которое не опровергается последующим развитием. Например, дата смерти, дата рождения.

 

Абсолютная истина в широком смысле – полное, точное знание, но такое невозможно.

Знание есть только стремление к абсолютной истине. Истина всегда конкретна, должна учитывать все условия и место.

 

Неклассические (нео/постклассические) концепции истины

Когерентная концепция (лат. связь) (Нейрат, Карнап, Решер). Согласно этой концепции, истина – есть свойство согласованности и логической непротиворечивости знаний.

Прагматическая концепция (греч. дело, действие) (Пирс, Джемс, Бриджмен). Истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

Конвенционалистская концепция (лат. соглашение) (Пуанкаре, Айдукевич). Истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества.

Семантическая концепция (Тарский). Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка на объективный язык и метаязык. Согласно Тарскому употребление понятий истинного и ложного в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка («meta» – греч. «после, за».).

 

Метаязык – это язык, средствами которого описываются свойства другого языка.

 

Объектный язык – это предметный язык.

 

Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: 1) соответствовать исследуемой предметной области; 2) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.

Истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знаний. Научная истина должна рассматриваться в контексте доминирующих социальных ценностей и универсалий культуры.