Если натурализм чрезмерно принижает человека, растворяет в природе,
то идеализм, наоборот, чересчур одухотворяет его, отрывает от природы,
превращает духовную сферу общественной жизни в самостоятельную
субстанцию. Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое,
усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.
История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологий, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы и т. д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.
3. Фатализмисходит из признания неизбежности хода истории, исключая становление новых возможностей развития. Рассматривает подчинение человека власти внешней, трансцендентной ему силы.
Эта сила может выступать как:
· сверхъестественная и божественная воля (теологический фатализм и
провиденциализм);
· как изначальный социальный порядок, представляющийся
сводом раз и навсегда данных канонов бытия;
· как неотвратимое "естественное устройство мира с безраздельным господством природной необходимости" и т.д.
4. Волюнтаризмвозводит в абсолют волю субъекта, его свободу и сводит к нулю зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития (Ф. Теннис, А. Шопенгауэр, Э. Гартман, Ф. Ницше).