Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. В философии нового времени остро встает проблема получения истинных знаний.

Появилось 2 течения:

1.Эмпиризм – подход, который чувственное познание ставит выше рассудочного. Опыт-главный источник познания.

Представители эмпиризма: Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм.

Френсис Бэкон – «знание - сила». Науку надо понимать не как простое любопытство, а как производственную силу. Цель – это польза.

Методы: тождества; различия; соединенный; сопутствующих изменений; метод остатков.

Бэкон выводит препятствия познанию- это идолы (ложные Боги):

1. Идол пещер (наши индивидные способности);

2. Идол театра (вера в авторитеты);

3. Идол площади (шумы коммуникации-помехи);

4. Идол рода (род не может претендовать на полноту представления).

Бэкон сторонник теории 2ой истины, поскольку очень религиозен, 2 виды знания-1) Божественное проведение, 2)чувства.

Науки делятся на: 1) Светоносные – фундаментальные;

2) Плодоносные – прикладные.

Пути, ведущие к знанию – наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ.

Представители эмпиризма: Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм.

2. Рационализм – подход, в основе которогоразум«разум в основе познания».

Представители: Декатр, Спиноза, Лейбниц.

1) Рене Декарт (1596-1650)- «сомнение»-основа.

- Продолжает Платоновскую интерпретацию идей. В мозге чел-ка естьврожденные идеи.

- Основа достоверного знания – деятельность разума. Но есть и понятие «сомнения». «Можно сомневаться во всем, кроме того, что я сомневаюсь».

- Существование человека Декарт выводил из мышления. «я мыслю, значит я существую».

- Высшая субстанция – Бог. Она создаетдуховную и материальнуюсубстанции существующие //и независимо др.от др.

2) Барух Спиноза (Бенедикт Спиноза.

- Есть 2класса идей: 1)Возникающие в нашем сознании под действием чувств; 2) Другие являются врожденными.

Первые – констатируют факт предмета. Вторые постигают его сущность.

- Спиноза различает 3 рода познания: 1) чувственное; 2) рассудочное; 3) интуитивное.

- В основе всего одна субстанция – в отличии от Декарта- «Бог-Природа» Утверждает, что есть только одна субстанция – Бог, понимаемый как природа.

Свобода – это осознанная необходимость. Недостаток определения:

1. свобода вторична по отношению к необходимости

2. это определение скорее благоразумия, чем свободы.

3) Готфрид Вильгельм Лейбниц

-Субстанций множество– монады. Субстанции едины, неделимы, бестелесны, они не взаимодействуют друг с другом. Они обладают иерархией – монады минералов, растений, животных, Бог. Мы живем в наилучшем из возможных миров.

Мир состоит из мельчайших элементовов – монад-духовных элементов Бытия. Они способныны к страданию, восприятию, сознанию.

Есть несколько уровней монад: 1) Неорганика и растения, 2)Животные (чувства), 3) Человек с сознанием.

Признавая и активность монад и Бога –творца, Лейбниц через теологию подходит к диалектике. Учение об индивидуальной монаде, как концентрируемом мире, как зеркале единой, бесконечной Вселенной. Лейбниц-один из зачинателей современной символической и математической логики.