Глубокие истоки этого вопроса уходят в специфическую сущность человека, в его способ бытия в мире. Этим способом является практика. Практика есть целенаправленная, сознательно осуществляемая предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование действительности в соответствии с потребностями и интересами человека. В этом определении также заключено противоречие: практика – это деятельность с природными и социальными предметами, которые существуют сами по себе, независимо от человека (это обстоятельство и обозначается словом «материя»). Чтобы преобразовать предметы, человек должен действовать предметным образом, в соответствии с природой самих предметов. Значит, практика материальна. Вместе с тем она определяется целью, имеющейся в голове человека в виде мысленного (идеального) образа желаемого результата; она основывается на определенных знаниях о преобразуемых предметах. Знания также существуют в голове человека в виде идеального образа. Итак, практика – это и предметно-чувственная, материальная, и в то же время духовная деятельность. Эта двойственность практики, а значит двойственность самого человека как существа предметного (материального) и существа мыслящего, осознающего, является источником вопроса об отношении духа и бытия. Различие между ними, между предметом и его идеальным образом фиксируется в голове человека тогда, когда он замечает расхождение между намеченной целью и полученным на практике результатом.
С развитием общественного разделения труда, с разделением умственного и физического труда различие между духом и материей фиксируется уже как антагонистическое противоречие. Именно тогда это отношение становится предметом особого философско-теоретического анализа. Таким образом, философия и ее основной вопрос имеют земную основу своего происхождения.
Основной вопрос философии имеет две стороны. Во-первых, это вопрос о том, что первично, что чем порождается и определяется: бытие производно от сознания или сознание производно от бытия.
В зависимости от ответа на этот вопрос философы разделились на два лагеря, борьба между которыми проходит через всю историю философии. Те, кто за исходное берет природу, саму предметную, в том числе и социальную действительность, или, выражаясь философским языком, бытие, материю, являются материалистами. Сознание ими трактуется как свойство материи, которое она порождает в своем развитии. Противоположное направление – идеализм – за исходное и определяющее принимает дух, сознание, идеальное, а природу и общество считает производными от них. В свою очередь, сами идеалисты подразделяются на два направления. Объективные идеалисты первичным считают некий надмировой, сверхприродный дух, надиндивидуальное сознание. Субъективные идеалисты за исходное принимают индивидуальное человеческое сознание.
Во-вторых, вопрос о том, как сознание относится к внешнему миру, в состоянии ли человек в своем мышлении отразить объективный мир. Этот вопрос о познаваемости мира. Все материалисты независимо от различия своих концепций признают познаваемость объективного мира. Его могут признавать и объективные идеалисты, хотя они извращенно толкуют процесс познания (об этом подробно речь идет в последующих лекциях). Но есть философы, отрицающие познаваемость мира, саму возможность познания. Их называют агностиками («гносис» – знание, «а» – отрицательная приставка).
Вопрос о познаваемости мира тесно связан с вопросом о его преобразовании, т.е. с тем, может ли человек реализовать свои цели в действительности. Практика и ее успешное историческое развитие – главное опровержение агностицизма.
Чтобы дать аргументированный ответ на основной вопрос философии, как, впрочем и на все другие философские вопросы, необходим правильный метод познания действительности, человека и его отношения к миру. Причем, поскольку философия рассматривает всеобщие формы бытия, познания и мышления, способы отношения человека и его сознания к действительности, философский метод является всеобщим. Метод – еще не ответ на вопрос, но это путь для получения ответа. Метод выполняет роль компаса, инструмента в познании. Метод познания должен быть адекватным предмету познания, т.е. если речь идет о философском методе, отражать всеобщие законы и формы бытия.
В истории философии сформировались два противоположных метода - диалектика и метафизика. Их сравнительную характеристику преподаватель может дать по пяти основным моментам.
.
Диалектический метод 1.Рассматривает все вещи и явления мира в их взаимной связи и опосредованности. | Метафизический метод 1. Рассматривает вещи и явления в их изолированности, оторванности друг от друга. |
2. Подходит к изучению объектов как находящихся в постоянном движении (изменении) и развитии. Считает движение и развитие атрибутом (неотъемлемым свойством) их носителей. | 2. Рассматривает предметы и явления как застывшие, неизменные. Фиксируя изменение как факт, не признает его неотъемлемым свойством самой материи |
3.Считает, что источник движения, развития – в самих развивающихся явлениях, в их внутренней противоречивости. Поэтому нацеливает познание на поиск внутренней противоречивости объектов как на постижение их сущности. | 3. Не признавая внутренней противоречивости предметов и явлений, не постигает внутреннего источника и самодвижения. Источник движения всегда усматривает во внешних воздействиях, поэтому остается на уровне фиксации внешних явлений без постижения их сущности. |
4. Рассматривает развитие как сложный многоступенчатый процесс, где периоды непрерывных количественных изменений прерываются скачкообразными изменениями качества. Нацеливает на постижение меры явлений, указывающей границы их качественной определенности. | 4. Признает только непрерывность количественных изменений; не признает скачкообразного изменения качества. Поэтому не постигает законы самоперехода одних качественных состояний в другие. |
5. Признавая цикличность изменения вещей и явлений (возникновение, развитие, исчезновение),вместе с тем признает восходящее развитие – по линии усложнения, совершенствования, прогресса, осуществляющееся по спирали, где каждый новый цикл, свершая как бы возврат к исходному пункту, происходит на качественно новой основе. | 5. Не признавая внутренней противоречивости и скачкообразного изменения качеств, изображает действительность как движение по замкнутому кругу. Не способен осмыслить развитие, как прогрессивное движение. |
Яркую характеристику противоположности диалектического и метафизического методов дал Ф.Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными непосредственными противоположностями, речь его состоит из «да-да, нет-нет, - что сверх того, то от лукавого».
Материализм и диалектика являются способами познания, адекватными объективной действительности и сущности человека. Философский материализм опирался на позитивное знание о природе, развивался в союзе с наукой. Идеализм же прямо или косвенно связан с религией.
В истории философии причудливым, на первый взгляд, образом сочетались материализм и метафизика, идеализм и диалектика.
Через всякие исключения пробивает себе дорогу закономерность: материализм и диалектика в конечном счете являлись и являются знаменем прогрессивных социальных сил, а идеализм и метафизика – духовное оружие реакции.