Особенности развития философии в эпоху Возрождения.

Основные черты философии эпохи Возрождения: Во-первых, это отрицание "книжной мудрости" и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени - XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия - XVI в.

XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения или Ренессанса, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия. Но самое главное - сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения. Свои творения - произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящают человеку, его величию. Утверждалась физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности. Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Итальянский гуманист Лоренцо Валла (1407-1457)создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа - это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь - высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.

М. Монтеня называют "последним гуманистом». Монтень пишет нечто вроде "учебника жизни». Противоречивость стремился устранить. Он искал истину.

Он выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского. Его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, "взятого самого по себе, без всякой тюсторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа..." Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней.

Английский гуманист Томас Мор (1478-1535) - автора книги "Утопия", которая сделала его первым представителем утопического социализма; итальянский философ Томмазо Кампанелла (1568-1639), написавшего знаменитое сочинение "Город Солнца". В эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы).