Реферат Тема: Проблема познания мира в философии

Реферат

Тема: Проблема познания мира в философии


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

2 СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ

3 СТРУКТУРА ЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

4 МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.

Теория познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. На них уже зиждутся более специальные разделы, посвященные вопросам социальной философии, эстетики, этики и т.п. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.


ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную… Однако выделение этих трех линий представляется серьезным упрощением. Все… Однако практический вывод агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания. Так, некогда…

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические,… Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту.… Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете…

СТРУКТУРА ЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Важнейшим для теории познания вопросом является вопрос, что такое знание, каково его строение, как оно возникает. Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что… Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и…

МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ

Говоря о знании «вообще», следует отметить чрезвычайное разнообразие видов или характеров единого по существу знания. Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом… Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма, исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях… Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение… Агностицизм отрицает (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его…

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1.

3. Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 2001.

4. Бройль Л. По тропам науки / Пер. с фр. М., 1962. С. 291.

5. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961. С. 196.

6. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1956. Т. IX. С. 5.

7. Гоббс. Т. Избранные произведения: В 2 т.-М.: Высшее образование, 1985.

8. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии 1988. № 4. С. 141.

9. Ильин И.Л. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С. 242.

10. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993.

11. Кант И. Сочинения. М., 1982. Т. 1.

12. Кезин В. А. Идеал научного знания. - М., 1993.

13. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т.-М.: Наука, 1980.

14. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

15. Солженицын А.И. Собрание сочинений. Т. 9. С. 14-15.

16. Уотсон Дж. Двойная спираль. М., 1967

17. Франк С.Л. Непостижимое // Сочинения. М., 1990.

18. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. 3. М., 1904. С. 344.

19. Швырев B.C. Философия и проблемы исследования научного познания // Философия и наука. С. 215.

20. Шелер М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры//Социологический журнал. 1996. № 1–2. С. 122– 160.

21. Шлегель Ф. Собрание сочинений в 10 т. Т. 7. М.: Просвещение, 1987.


[1] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1956. Т. IX. С. 5.

[2] Уотсон Дж. Двойная спираль. М., 1967.

[3] Бройль Л. де. По тропам науки / Пер. с фр. М., 1962. С. 291.

[4] Иммануил Кант. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993.

[5] Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1.

[6] Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961. С. 196.

[7] Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 2001.

[8] Шлегель Ф. Собрание сочинений в 10 т. Т. 7. М.: Просвещение, 1987.

[9] Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

[10] Ильин И.Л. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С. 242.

[11] Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

[12] Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

[13] Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1997.

[14] Гоббс. Т. Избранные произведения: В 2 т.-М.: Высшее образование, 1985.

[15] Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т.-М.: Наука, 1980.

[16] Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

[17] Шелер М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры//Социологический журнал. 1996. № 1–2. С. 122– 160.

[18] Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. 3. М., 1904. С. 344.

[19] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.; Л., 1930. С. 50.

[20] Кезин В. А. Идеал научного знания. - М., 1993.

[21] Франк С.Л. Непостижимое // Сочинения. М., 1990.

[22] Солженицын А.И. Собрание сочинений. Т. 9. С. 14-15.

[23] Солженицын A.M. Собрание сочинений. Т. 9. С. 8.

[24] Кант И. Сочинения. М., 1982. Т. 1.