Экзистенциализм.

Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философы. На Западе это направление получило распространение после первой мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и во Франции (Ж.П.Сартр, А. Камю. Г.Марссль). Предтечами этой философии были датский философ С.Кьеркегор (1813-1855 г.г.) и русский писатель Ф.М. Достоевский Влияние на экзистенциалистов оказали также Ф.Ницше, В. Дильтей, З.Фрейд и др.

Центральная для этого направления философской мысли категория - экзистенция (существование). Существование человека понимается ею как эмоционально и этически окрашенное единство субъекта и объекта, (ибо "бытие человека и мира неотделимы друг от друга": " Человек всегда в мире и мир - это мир человека" ( М.Хайдеггер)). В то же время это бытие означает направленность субъекта (человека) вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. Поскольку это иное понимается по разному : либо как Бог (К. Ясперс, Г.Марсель), либо как ничто, небытие (Ж.П.Сартр, А.Камю), то иногда экзистенциализм подразделяют на религиозный и атеистический, но это деление условно, потому что все представители этого направления сосредотачивают внимание на общих проблемах, прежде всего смысле человеческого бытия в мире. Главное для них в этом бытии - его отчужденный характер. Ведь человеку в жизни неизменно сопутствует тревога, вина, забота, страдание, страх. М.Хайдеггер разделял страх эмпирический (касающийся каждодневного существования человека) и страх экзистенциальный (страх перед ничто, смертью, а также страх из-за неумения найти личностный смысл бытия).

Согласно атеистическим экзистенциалистам, человек случайно заброшен в мир, который абсурден. А. Камю: если для абсурда необходимы человек и мир, то прекращение абсурда означает исчезновение одного из этих полюсов, а это возможно посредством самоубийства (физического или метафизического, когда миру вне человеческой реальности приписывается смысл (разумность, любовь, милосердие), которого в нем нет). «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого, значит ответить на основной вопрос философии", - пишет Камю. Сам он усматривал ключ к этому ускользающему смыслу в бунте - против несправедливости человеческого удела ("Бунтующий человек").

Для всех экзистенциалистов одной из главных является проблема отчуждения и связанная с ней проблема свободы. Хайдеггер, например, разделяет бытие личности на: 1. собственное, подлинное свободное бытие и 2. несобственное, отчужденное бытие в некой усредненной социальности, в «Man». В обыденной жизни человек не всегда осознает свое подлинное бытие (себя, как экзистенцию). Для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации (категория К. Ясперса) т.е. на границе между бытием и небытием: перед лицом смерти, глубоко переживая чувство любви, потери, страдания, вины. Оказавшись в такой ситуации, человек освобождается от всего внешнего, неподлинного в себе и впервые постигает себя, как экзистенцию, его духовный взгляд становится истинно свободным.

Сартр, в отличие от Хайдеггера и Ясперса, не разделяет бытие человека на собственное и несобственное, а утверждает, что человек всегда колеблется между непреднамеренным самообманом и своим истинным бытием, но он в любом случае свободен ("Человек осужден быть свободным"). Он сам творит себя, как свой собственный жизненный проект. Но раз человек абсолютно свободен, то он так же абсолютно за все ответственен, ибо, осуществляя нравственный выбор (идя на войну или дезертируя), он создает определенный образ человека, а тем самым творит бытие.

Поскольку каждый человек абсолютно свободен, то в основании отношений людей (тема человеческой коммуникации) лежит, по Сартру, конфликт: либо ты субъект и тогда ты отчуждаешь другого, либо ты объект и тогда другой подавляет тебя: "Ад – это другие", - говорит герой пьесы Сартра "Безвыхода". В целом, утверждая, что человек существо социальное, экзистенциалисты говорят, что в своем отчужденном бытии (в массе, толпе, следуя установленным схемам общения, массовой культуре и морали) человек склонен к конформизму, т.е. он поступает так, как поступают остальные. Подлинная (экзистенциальная) коммуникация предполагает, по Ясперсу, связь людей во внутренней любви.

Таким образом, экзистенциализм дал убедительный социально-психологический анализ некоторых сторон человеческих отношений, выступая против безоглядной веры в науку и технику, против конформизма. Он по-новому поставил и рассмотрел проблемы свободы человека, выбора им жизненных путей, т.е. сумел обратиться к таким интимным сторонам человеческого существования, которые отчасти невыразимы на языке науки. В целом, экзистенциалисты разработали новый способ философствования, который усвоен новейшей философией.