Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.

 

С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, мировоззренческих установок, методов и целей исследования общества. Их классификация осуществляется по разным основаниям.

Марксизм, в зависимости от решения основного вопроса философии, разделяет эти теории на два вида: 1) материалистические (в первую очередь, это марксистская социальная философия) и 2) идеалистические. Согласно западным исследователям, исходящим из соотношения общества и индивида, эти теории делятся на те, которые исходят из: 1) приоритета общества по отношению к индивиду (марксистская социальная философия, позитивизм и постпозитивизм в социальной философии) и 2) приоритета индивида по отношению к обществу (психологическое направление в социальной философии).

Принимая во внимание эти классификации, и учитывая их условность, обратимся к краткому рассмотрению основных подходов к изучению общества.

В рамках марксистской социальной философии было разработано материалистическое понимание истории (исторический материализм, по Энгельсу), которое представлено в работах К.Маркса (особо отметим его работу «К критике политической экономии. Предисловие», 1858-1859г.), Ф.Энгельса, В.И.Ленина и многих других их последователей.

Это учение, используя метод материалистической диалектики, утверждает принцип первичности общественного бытия (материальная жизнь общества, её производство и воспроизводство) по отношению к общественному сознанию (духовная жизнь общества).

Согласно Марксу, общество не есть механическая сумма индивидов, а оно представляет собой систему отношений между людьми как субъектами социальной деятельности и, прежде всего, предметно-практической, трудовой деятельности. Осуществляя различные виды деятельности, люди вступают в определённые общественные отношения (экономические, политические, религиозные и др.).

Первичными, определяющими среди них являются, согласно марксистскому учению, производственно-экономические отношения, т.к. они, будучи определяемыми характером производительных сил, носят объективный характер и образуют базис общества, над которым возвышается надстройка. Она включает три главных элемента: 1) внеэкономические отношения; 2) общественные идеи; 3) общественные организации (государство, политические партии, церковь и др.).

Маркс выводит закон: каков базис общества, такова и его надстройка. Изменение базиса приводит к изменению надстройки, которая (как показал Энгельс) влияет на базис.

Производственные отношения в своём конкретно-историческом единстве с производительными силами образует способ производства материальных благ, который играет в обществе системообразующую роль. Господствующий способ производства определяет тип (форму) общества, который Маркс назвал общественно-экономической формацией (в дальнейшем – ОЭФ).

Так возникает формационная модель общества. ОЭФ представляет собой не только особое качественное состояние общества, но и особую ступень в его поступательном развитии, Это развитие, по Марксу, представляет собой естественно-исторический процесс возникновения, развития и смены формаций, в основе которого лежат объективные (но отличающиеся от природных) законы: закон первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию; закон первичности базиса по отношению к надстройке; закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (составляет экономическую основу смены формаций); закон классовой борьбы и социальной революции как движущих сил развития антагонистических формаций.

В рамках материалистического понимания истории наибольшее распространение получила пятиступенчатая схема всемирно-исторического процесса: первобытно-общинная формация и – далее: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формация как кульминация общественного прогресса.

Историческая судьба материалистического понимания истории и её современные оценки неоднозначны. К положительным сторонам этого учения относят: уяснение особой природы социальной реальности; периодизация исторического процесса, его деление на формации (оно и сегодня не потеряло своего объяснительного потенциала); талантливая критика недостатков раннего капитализма (хорошо приложима к современным российским реалиям); системный подход к анализу общества.

Вместе с тем, подвергаются критике такие аспекты этого учения, как: положение о необходимости упразднения частной собственности на средства производства; примат классового подхода в изучении общества; абсолютизация социальных антагонизмов и классовой борьбы как условий перехода к коммунистической формации.

Марксизму в западной социально-философской мысли противостоят позитивизм и постпозитивизм. У истоков позитивизма стоял французский мыслитель О.Конт (1798-1857), который выступал за использование точных (позитивных), естественнонаучных (количественных) методов для изучения общества.

Назвав основанную на таких методах науку об обществе социологией, Конт выделил в ней: 1) социальную статику (объясняет структуру общества) и 2) социальную динамику (раскрывает механизмы развития общества).

В своих трудах, в том числе, в работе «Курс позитивной философии» он рассматривал общество как сложный организм, который нуждается в гармонизации на основе определённых идей. Идеи же в своём историческом развитии закономерно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (основывается на точных научных знаниях, а не на вере или отвлечённых спекуляциях).

Отсюда – закон трёх стадий Конта как «великий закон интеллектуальной эволюции человечества». Позитивная стадия означает, согласно ему, возникновение нового, промышленного общества, в котором сочетаются порядок и прогресс.

Рассмотрение общества по аналогии с живым организмом, предпринял и последователь Конта, английский мыслитель Г.Спенсер (1820-1903), основатель органической школы и социал-дарвинизма в социологии. Работы: «Система синтетической философии», «Основания социологии» и др.

Общество Спенсер уподоблял организму, а его отдельные части – частям организма. При этом в структуре социальной системы он выделяет три элемента: регулятивную, производящую средства для жизни и распределительную. Каждая из частей социального организма и все они вместе влияют на функционирование целого.

Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества эволюционируют от простейших форм к более сложным, идя по пути естественного отбора. Социальную эволюцию он связывает с действием законов: 1) дифференциации (рост разнообразия частей); 2) интеграции (нарастание согласованности частей) и 3) возрастания социального порядка.

В ходе социальной эволюции возрастает значение коллективной деятельности людей, их кооперации. Основное различие обществ определяется тем, является ли эта кооперация принудительной («военный тип общества») или добровольной («промышленный тип общества»). Как и Конт, Спенсер ставил проблему равновесия, стабильности общества, рассматривая социальную революцию как болезнь общественного организма.

Их линию продолжил французский философ и социолог Э.Дюркгейм (1858-1917), который определял предмет социологии как учение о социальных фактах, а в единой социальной эволюции выделял общества с солидарностью механической и органической.

Их последователи в XX веке – постпозитивисты, американские мыслители Т.Парсонс (1902-1979) и Р.К.Мертон (р.1910) для изучения общества использовали метод структурно-функционального анализа. Исходный момент анализа у них – «социальное действие», которое ориентировано на определённые нормы и ценности (собственность, деньги, власть, престиж).

По аналогии с социальным действием Парсонс (работа «Социальная система») выделяет в обществе четыре подсистемы: 1) органическую; 2) личностную; 3) культурную и 4) социальную. Каждая из этих подсистем и все они вместе выполняют четыре важнейшие для социальной системы функции: 1) адаптивную; 2) функцию целедостижения; 3) интегративную и 4) функцию воспроизводства системы и снятия её напряжений. Здесь опять-таки подчёркивается необходимость поддержания стабильности социальной системы (этот подход подвергается критике как метафизический).

Мертон сосредоточил внимание на тех действиях, которые ведут к нарушению равновесия социальной системы. Такие действия он назвал отклоняющимся (девиантным) поведением. Согласно Мертону, такие действия возникают, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей (например, денежно-материального успеха) «нормальными», им же установленными средствами.

Подытожим: добившись успехов в открытии законов общества и анализе его макроструктур, марксистский и позитивистский подходы испытывают трудности в характеристике внутренних мотивов, намерений, действий людей, т.к. из общего целого выводится отдельный человек.

Эти трудности попытались преодолеть «понимающая социология» М.Вебера и психологическое направление в социальной философии (Уорд, Тард, Парето, фрейдизм и неофрейдизм), согласно которому психические особенности людей определяют особенности общества и его развития. Рассмотрим их вкратце.

В рамках «понимающей социологии» немецкого мыслителя М.Вебера (1864-1920) разрабатывается теория социального действия, которое: 1) направлено на других людей, учитывает их реакцию и 2) включает цели, средства их достижения и мотивы, связанные с определёнными ценностями.

Любой социолог в анализе общества также исходит, по М.Веберу, из определённой системы ценностей, как «установки, направленности интереса той или иной эпохи». Как следствие, социальный мыслитель использует в своём познании определённые «идеальные типы» - мысленные конструкции, теоретические модели, в которых фиксируется культурный смысл определённых явлений (экономических, политических, нравственных) и которые помогают изучать и истолковывать существующую социальную реальность.

Имеет большую познавательную ценность разработка М.Вебером проблемы типологии социальных действий, социального поведения, власти, бюрократии и т.д. Выделяя четыре типа социальных действий (аффективное, традиционное, ценностнорациональное и целерациональное) М.Вебер утверждал: западные страны движутся в направлении возрастания рациональности, которая находит выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т.д., что обеспечивает максимальную экономическую эффективность.

Таким образом, по Веберу, всё социальное развитие можно описать в терминах концепции «идеальных типов».

Один из видных представителей психологического направления в социальной философии – американский социолог, основоположник психологического эволюционизма в США, Л.Уорд (1841-1913).

В своих работах («Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации» и др.) Уорд в качестве исходных движущих сил развития общества выделял первичные или материальные желания людей (их потребности в пище, тепле, продолжении рода). На их основе формируются более сложные, духовные желания (интеллектуальные, моральные, религиозные и т.п.).

Желания людей порождают волю как побудительный мотив их социальных действий. Главным носителем деятельной коллективной воли выступает государство, которое должно способствовать прогрессу общества через его реформирование. В конечном счете, законы общества, по Уорду - это законы социальной деятельности людей, которая осуществляется под влиянием их желаний и воли, каковые и выступают как основные психические силы, обеспечивающие развитие общества, его историческую динамику.

Другой видный представитель психологического направления – французский мыслитель Г.Тард (1843-1904) в своих трудах, в т.ч. «Законы подражания», разрабатывал концепцию подражания. Её суть: в процессе взаимодействия отдельных людей и социальных групп одни из них подражают другим, подобно наследственности в живых организмах. Подражание (в основе – мода и традиция) – это усвоение и повторение людьми того нового (в основе – инициатива), что появляется в разных сферах общественной жизни. Это новое (изобретения, открытия), представляя собой акт творчества талантливых людей, усваивается и повторяется затем другими людьми и распространяется по всему миру по закону геометрической прогрессии.

Более того, само общество, по Тарду, есть результат подражания: оно возникло из группы людей, которые взаимно подражали друг другу. Результатом стала общая психология группы, которая развивалась и усложнялась с каждым новым изобретением. Таким образом, общество, согласно Тарду, есть результат подражания.

Другой представитель этого направления, итальянский мыслитель В.Парето (1848-1923) в работах «Приложение социологических теорий», «Трактат общей социологии» и др., трактовал общество как результат неосознанных действий людей, которые он делил на логические и нелогические. Утверждается: в основе любых действий лежат некие неосознаваемые, врождённые предпозиции. Как следствие, люди неадекватно осознают истинные мотивы своих действий, стремясь оправдать их при помощи логических псевдоаргументов.

Поскольку люди, согласно Парето, психически, по своим способностям не равны, любое общество не однородно и делится на элиту и неэлиту. Элита - «избранные» представители общества, которые, имея властный инстинкт и соответствующие способности, занимают в обществе руководящее положение. Внутри элиты Парето выделяет две группы в зависимости от метода управления обществом: элиту львов и элиту лис.

Согласно закону круговорота элит, в общественной жизни господствующее положение «львов» сменяется господствующим положением «лис», затем снова «львы» и т.д. Этот закон Парето дополняет законом циркуляции элит: менее способные члены элиты опускаются в нижние, неэлитные группы. И наоборот, наиболее талантливые представители неэлитных групп поднимаются в элитные. Благодаря такому вливанию «свежей крови» элита не вырождается и тем самым создаётся предпосылка для развития общества.

Таким образом, общество, по Парето, есть результат действия элит.

В рамках социального психологизма большое влияние приобрёл также фрейдизм, который видит истоки общества в биологических инстинктах человека. Так, основатель этого направления, З.Фрейд (1856-1939) выводил возникновение и развитие общества из инстинктов сексуально-биологической природы. Возникновение религии, государства, власти, норм культуры он связывает с сексуально-психологической драмой в первобытной орде. Эти устои общества и культуры воплощают образ убитого (сыновьями) и обожествлённого отца, которому поклоняются и испытывают перед ним чувство вины.

С тех пор чувство вины за совершённое преступление незримо присутствует, по Фрейду, в душе каждого человека. И на этом покоится вся современная культура с её предписаниями морали и всё возрастающими запретами.

В последующем сексуальные инстинкты трансформировались у Фрейда в инстинкт жизни и инстинкт смерти. Борьба этих инстинктов проявляется в поведении человека и его деятельности. Нормы культуры (= проявление массовой сублимации подавленной энергии «либидо») призваны ослабить агрессивные инстинкты людей (логическая погрешность в рассуждении Фрейда!), вытеснить их в бессознательное «Оно», откуда эти инстинкты снова и снова прорываются, ломая систему запретов цивилизации и цензуру «Сверх-Я». Отсюда – бунты, мятежи, революции и т.д.

Идеи Фрейда получили развитие в трудах его последователей – неофрейдистов, которые старались больше учитывать воздействие социальных факторов на человеческую психику.

Среди них – австрийский психолог А.Адлер (1870 - 1937), ученик Фрейда, впоследствии с ним порвавший, перенёс акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти, самоутверждению через преодоление чувства «неполноценности», которое обнаруживается только в отношении к социальному окружению.

Это стремление, по Адлеру, в оптимальном варианте становится стимулом творческой активности индивида, развития его дарований, позволяя компенсировать те или иные физические недостатки, ущербность положения и добиться успеха в бизнесе, политике, искусстве, личной жизни. Это и составляет, согласно индивидуальной психологии Адлера, движущие силы развития общества (Работы: «Теория и практика индивидуальной психологии», «Смысл жизни» и др.).

Другой ученик Фрейда (также основавший впоследствии свою школу аналитической психологии), швейцарский психолог К.Г.Юнг (1875-1961) развивал учение о коллективном бессознательном, где в виде изначальных психических структур (ахетипов) хранится древнейший опыт человечества, влияющий на социальную активность людей и на общественную жизнь. (Работы: «Архетип и символ», «Психологические типы» и др.).

Другой представитель неофрейдизма, немецко-американский психолог Э.Фромм (1900-1980) в своих работах «Искусство любви», «Иметь или быть», «Бегство от свободы» и др. трактовал личность как продукт динамического взаимодействия между врождёнными природными потребностями и давлением социальных предписаний и норм. Изменение последних приводит к переменам в социальном характере человека.

Современная капиталистическая реальность породила, согласно Фромму, «рыночного человека» («рыночный характер»), доведя до предела самоотчуждение его личности. Отсюда – конформизм, внутреннее одиночество, изоляция. Чтобы сделать мир и человека более гармоничным и гуманным, считает Фромм, нужен культ всеобщей любви, в основе которой – восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.

Слабость психологических теорий в социальной философии в том, что в основу общественной жизни они кладут психику отдельных людей и потому не могут удовлетворительно объяснить общество на уровне его макроструктур и законов социального прогресса.

Тем не менее, следует учитывать, что социальная истина складывается из множества концептуальных подходов, возникающих в социальной философии. Это касается и тех из них, которые развиваются в XX-XXI в.в. Это, например, концепция закрытого и открытого общества (К,Поппер и др.).

В этом же ряду – теория общества коллективистического и индивидуалистического (Поппер, Хайек, Бжезинский и др.). Выделяется постмодернистская стратегия исследования общества (Бодрийяр, Баумани др.), а также его анализ в рамках футурологии на основе информационного подхода (Белл, Тоффлер, Кастельс, Масуда).

 

17. Наименование темы: «Природные основы общественной жизни», лекция, отведён 1 час.

 

17.1. Роль природных факторов в жизни и развитии общества.

17.2. Воздействие общества на природу.