Воздействие общества на природу.

 

Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.

В процессе производства человечество потребляет три вида ресурсов. Это: вещество, энергия и информация. Четвёртый ресурс принадлежит самому человеку с его интеллектом и способностью к труду.

Понятно, что вещество используется тем эффективнее, чем больше для этого применяется энергии, а вещество и энергия применяются тем лучше, чем богаче запас необходимой информации.

В зависимости от того, какой тип ресурсов являлся доминирующим в истории общества, выделяют три основных этапа в освоении природы, каждому из которых соответствует определённый тип общественного производства.

 

 

НТР

Промышленная

Аграрная революция

революция

       
   
 
 


Постиндустриальный

Индустриальный

Этапы Доиндустриальный

Главный

ресурс Вещество Энергия Информация


Тип Земледелие и Машинное Автоматизированное

Производства скотоводство производство производство

 


С каждым этапом усиливалось антропогенное (связанное с деятельностью человека) давление на природу. Например, в XX в. человечество потребило больше тепла и энергии, чем за всю свою предшествующую историю.

На современном этапе НТП человеческая деятельность превращается в планетарную силу, влияющую на всю естественную среду обитания человечества. В связи с тем, что человечество приобрело всепланетарный статус, то его проблемы также стали носить глобальный характер. В том числе: деятельность человека, относящегося к природе как к сырьевому придатку производства, приводит к обострению противоречия между обществом и природой, техносферой и биосферой и приобретает сегодня черты глобального экологического кризиса.

Этот кризис находит выражение в таких проблемах, как: разрушение почв, лесов, водных, воздушных бассейнов, их химическое и радиоактивное отравление, уничтожение растительного и животного мира, истощение земных недр. В этом же ряду – озоновые дыры, парниковый эффект.

Человечество производит сегодня в 2000 раз больше органических отходов, чем вся биосфера. При этом из общей массы добытого природного сырья в конечный продукт потребления превращается только 1/10 часть, остальное отправляется на свалку. Кроме того, из-за бурного роста населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть.

Главная проблема антропологического влияния – противоречие между почти неограниченными потребностями человечества, его техническими возможностями и ограниченными возможностями самой природы. В связи с этим экологическая проблема становится проблемой охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека.

Одна из составных частей этой проблемы – проблема социальной экологии – охрана человека, его здоровья, общества в целом в связи с исчерпанием природных ресурсов и загрязнением природной среды. Всё это может иметь плачевные результаты – появление врождённых пороков развития, раковые, наследственные заболевания, что подрывает жизнеспособность людей, ведёт к их генетическому вырождению. Поэтому некоторые учёные говорят об экологической и генетической катастрофе.

Как следствие, активизируется экологическое мышление, которое ставит вопрос о путях выхода из того экологического тупика, в который загнало себя человечество. Сегодня предлагаются различные варианты оценки и решения экологической проблемы. Среди них выделяют экологический пессимизм и научно-технический оптимизм. Представители первого ( Дж.Форрестер, Д.Медоуз, Р.Хайлбронер – в США) исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже невозможно и следует говорить только о некотором ослаблении воздействия общества на природу через, например, установление нулевого роста производства, отказ от современной техники, снижение прироста населения и т.п.

Представители научно-технического оптимизма (Д.Белл, А.Тоффлер в США, Б.де Жувенель, Ж.Фурастье во Франции, К.Фримен, Д.Габор в Великобритании и др.) считают, что все глобальные проблемы, в т.ч. и экологические, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Учитывая их предложения, а также наработки таких отечественных мыслителей, как В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев и др., обозначим главные пути решения экологической проблемы:

▪ уменьшение опасного антропогенного давления на природу за счёт регулирования роста населения планеты, устранения угрозы ядерного, химического самоуничтожения человечества, использования безотходных технологий, природоохранных мероприятий, ограничения роста производства и потребления, а также экологического воспитания людей;

▪ объединение усилий всех стран в преодолении экологических угроз;

▪ изыскание средств для существования человечества, не связанных с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли, что возможно за счёт развития науки, новых технологий, в том числе, биотехнологии.

Важной предпосылкой этих шагов является преодоление экономического и культурного разрыва между «Севером и Югом» через ускорение глобализации НТП. То есть человечество должно осознать себя как единое целое в своём отношении к природе. Самое главное условие поддержания гармонии с природой – разумное сосуществование людей друг с другом.

При этом необходима психологическая переориентация человеческого сообщества, смена стереотипов: современное общество стало обществом потребителей; потребление стало целью; всё производится для того, чтобы потреблять. Важно преодолеть потребительское отношение к природе, перейти от «человекоцентризма» к спасению Земли по принципу выведения «счастья человека» из «счастья планеты». Важнейший ориентир здесь – идея коэволюции, т.е. совместной эволюции человека и природы, с возможностями которой необходимо сопоставлять цели, средства и последствия человеческой деятельности.

В качестве вывода отметим следующее: общество, человек находятся в определённых отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией. И хотя по мере развития общества зависимость человека от природы уменьшается, он в любом случае оказывается неразрывно с ней связанным. Это фиксируется в понятии «биосфера», частью которой является человечество.

К осознанию этого обстоятельства подталкивает рост экологических проблем, угрожающих самому существованию биосферы. В этих условиях обостряется проблема ответственности человека по отношению к природе, посредством которой он существует. А этика ответственности предполагает тщательный философский анализ, сопоставление различных точек зрения, диалектический учёт необходимых и случайных связей во взаимодействии общества и природы.

 

18. Наименование темы: «Общество как целостная саморазвивающаяся система», лекция, отведён 1 час.

 

18.1.Общество как система, структура общества.

18.2. Динамика общества и его развитие.