Основные виды духовного освоения мира.

 

а). Мораль

Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражающих их представление о добре и зле, долге, совести, чести, смысле жизни (категории морального сознания), которые признаются человеком и которые регулируют его поведение в разных сферах общественной жизни, т.е. мораль носит всеобщий характер. Мораль концентрирует в себе высшие идеалы и нормы должного поведения, которые призваны ориентировать человека в его жизнедеятельности и которые имеют предписывающий, императивный характер. Структуру морального (нравственного) сознания образуют:

1. система ценностных ориентаций (что «благо», что «зло», что «справедливо» а что «несправедливо» и т.д.);

2. нравственные суждения («не лги», «почитай старших» и др.);

3. этические чувства (переживания);

4. нравственные идеалы (представления о совершенном поведении);

Вся эта система моральных явлений регулирует общение и поведение людей в целях согласования общественных и личных интересов. Социальная роль морали выражается в ее след. функциях:

1) регулятивная (регулирует социальное взаимодействие людей);

2) оценочно-повелительная (оценивает поступки людей и предписывает им как себя вести);

3) познавательная (позволяет познавать реальность через моральные оценки);

4) воспитательная (формирует морально-этическое сознание человека);

5) ориентирующая (направляет человека в том, что нравственно допустимо, а что - нет);

В отличие от права, которое носит принудительный характер (опирается на силу государства), мораль неинституциональна. Она воспроизводится силой массовых привычек, общественного мнения, индивидуальными убеждениями (совестью) человека. На уровне общества моральные нормы принимают форму официальной морали, которую все признают на словах, но далеко не всегда соблюдают на деле. Так возникает несоответствие морали (мир должного - «не укради», не обмани т.д.) и нравственности (мир сущего - реальные поступки, где приоритет отдается зачастую практической пользе, личной выгоде). Противоречие между моралью и нравственностью - один из ведущих источников развития морального сознания людей.

Моральные нормы, идеалы исторически изменяются, испытывая на себе воздействие эпохи, социально-классового деления общества, национальных особенностей культуры: мораль первобытного общества (непосредственный коллективизм, уравнительное равенство, заповеди – только для членов своего рода, племени и т.д.)-> мораль рабовладельческого общества (носит классовый характер)-> мораль феодального общества (также классовая, существовала в религиозной форме)->мораль современной эпохи - в большей степени светская, противоречивая: с одной стороны культ потребления денег, с другой - принцип деловой чести, репутации, возрастание гуманизма, уважение к индивидуальности человека и т.д. В нашем обществе входе его современной трансформации также наблюдаем противоречие между моралью и бизнесом, моралью и политикой, моралью и правом...

В настоящее время в этике обсуждается вопрос: существует нравственный прогресс или нет?

 

б). Искусство.

Искусство есть важнейший вид эстетической деятельности (от греч. «эстетикос» - «чувствующий»), в результате которой создаются художественные ценности и формируется эстетическое создание людей. Эстетическое сознание - целостное, эмоционально-насыщенное освоение мира человеком, включающее духовное восприятие действительности с позиций прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического = категории эстетического сознания.

Эстетическое сознание имеет место не только в искусстве, но в каждом акте человеческой активности, во всем, что вовлекается в сферу опыта человека (природа, быт, познание, религия и тд.). Но только в искусстве эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Искусство отражает действительность в конкретно-чувственной форме - в форме художественных образов (литературный герой, живописное полотно, скульптура и т.д.). В центре искусства оказывается человек, взаимоотношения между людьми, их жизнь в определенных конкретно-исторических условиях.

Особенности и способы духовного отображения действительности определяют особенности видов искусства: в литературе - это слово; в живописи - зрительно-воспринимаемые образы; в музыке - звукоинтонации; в балете - танец; и т.д. Каждый вид искусства включает различные жанры, например, поэзия - проза, которая подразделяются на: эпос, роман, повесть, рассказ, эссе и т.д.

Искусство играет большую роль в жизни общества и человека, выполняя следующие основные функции:

1) эстетическая функция: искусство очищает, просветляет нашу душу, видоизменяет эмоции с помощью «сострадания и страха» (Аристотель), удовлетворяя наши эстетические потребности;

2) познавательная функция: искусство позволяет познавать мир и людей через их эстетическую оценку и восприятие;

3) воспитательная функция: создавая художественную модель мира, искусство ориентирует нас на определенные ценности: художественные, нравственные и та.;

4) компенсаторная функция: искусство позволяет человеку восполнить недостаток ярких впечатлений, преодолевать монотонность и тяготы жизни;

Искусство зародилось еще в условиях первобытного строя и начало приобретать свои основные черты в Античности (начало Западного искусства).

В период Средневековья зарождаются новые стили искусства: романский (5-7 вв.), готический (8-15 вв.). Начиная с эпохи Возрождения, искусство, постепенно отделяясь от религии, становится антропоцентричным. В Новое время утверждаются стили Барокко (к. 16-сер.18 вв.), классицизм (к. 17-перв. половина18 вв.), сентиментализм (с втор. половины 18 в.), затем романтизм (к. 18-19 вв.). Двум последним противопоставлял себя реализм (с сер. 19в.).

На рубеже XIX – XX вв. в Европе складываются новые художественные направления в искусстве - символизм и импрессионизм. В 20в. Появляются такие художественные направления, как модернизм и постмодернизм. Т.е. по мере исторического развития искусства нарастает его сложность и дифференцированность, но в нем сохраняются непреходящие художественные ценности прошлого (классика). При этом к искусству нельзя прилагать линейную схему прогресса.

 

в). Религия

Религия - (от лат. - «благочестие»; «набожность»; «святыня»;) - одна из древнейших форм духовного освоения человеком мира. Существуют разные подходы к ее пониманию, но ясно, что всякая религия основана на вере в реальное существование сверхъестественных сил, которые почитают и которым поклоняются.

Структуру религии образуют 3 взаимосвязанных элемента:

1)религиозное сознание (РС); PC

2) религиозный культ (РК);

3) религиозные организации (РО);

PO PK