Теория познания в философии Нового времени.

 

1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Нидерландах, Англии, Фронда во Франции, религиозных войн, народных восстаний…. Но главным фактором, который оказал непосредственное влияние на философию XVII в., была научная революция, связанная с открытиями Н.Коперника, И.Кеплера,Г.Галилея, И.Ньютона и др.

Эти открытия приводят к бурному развитию опытного естествознания, к коренному изменению научной картины мира, к усилению практической направленности науки ( Ф.Бэкон: «Знание – сила»). Наиболее разработанной и успешной наукой того времени была механика. Поэтому и философия того времени носила механистический характер.

На первый план в философии Нового времени выходят проблемы теории познания. Наибольшую остроту приобрёл вопрос: какой научный метод можно считать наилучшим для получения достоверного знания? Отсюда стремление выработать универсальный метод для универсальной науки.

При решении этой методологической проблемы обозначились две конкурирующие программы: эмпиризм и рационализм.

 

2. Эмпиризм ( от лат.-«опыт»), представители которого (Ф.Бэкон, Т.Гоббс) утверждали, что основным источником знания и высшим критерием его истинности является опыт, эксперимент, а разум только собирает и обрабатывает опытные данные. ( Близким к нему направлением является сенсуализм, признающий основой познания чувства – Эпикур, Локк, Фейербах ).

Рационализм ( от лат.- «разум»), представители которого (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) утверждали, что основным источником знания и высшим критерием его истинности является разум, а опыт только позволяет проявиться истинам разума.