Простые суждения

Простое суждение – это суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т.е. не совпадающую с целым, в свою очередь, являющуюся суждением.

Среди простых суждений выделяют атрибутивные (категорические) суждения, реляционные (суждения об отношениях) и экзистенциальные (суждения существования).

Структура атрибутивного суждения.

  1. Атрибутивное суждение имеет субъект, предикат и связку.

Субъект суждения – это понятие о предмете суждения.

Предикат суждения – это понятие о признаке предмета, рассматриваемого в суждении.

Связка – это само утверждение или отрицание мыслимого в предикате содержания.

Квантор – это слово, указывающее на количество элементов класса S, о которых идет речь в данном суждении (все, ни одно, некоторые).

Атрибутивные суждения выражаются формулой:

S есть / не есть/ Р

Атрибутивные (категорические) суждения делятся:

-по качеству – на утвердительные и отрицательные

Утвердительные суждения –это суждения, в которых признак, указанный в классе Р, принадлежит элементам класса S. Например, Все киты – млекопитающие. Некоторые медведи – белые.

Отрицательные суждения - это суждения, в которых признак, указанный в классе Р, принадлежит элементам класса S. Например, Некоторые растения не являются лекарственными.

- по количеству – наобщие (+ единичные) и частные.

Общие суждения -это суждения, в которых всем элементам класса S принадлежит или не принадлежит признак, указанный в классе Р. Кванторы общности: все, ни одно. Например, Все киты - млекопитающие. Ни один страус не летает. Антарктида – материк.

Частные суждения –суждения, в которых только некоторымэлементам класса S принадлежит или не принадлежит признак, указанный в классе Р. Квантор частности: некоторые. Например, некоторые растения являются хищниками. Некоторые студенты не ходят на лекции.

В логике принята объединенная классификация суждений по количеству и качеству:

- общеутвердительные суждения (А): «Все S есть Р» – всем элементам класса S принадлежит признак, указанный в классе Р.

- общеотрицательные суждения (Е): «Ни одно S не есть Р» - ни одному элементу класса S принадлежит или не принадлежит признак, указанный в классе Р.

- частноутвердительные суждения (I): «Некоторые S есть Р» – некоторым элементам класса S принадлежит признак, указанный в классе Р.

- частноотрицательные суждения (О): «Некоторые S не есть Р» – некоторым элементам класса S не принадлежит признак, указанный в классе Р.

 

Чтобы правильно понимать смысл суждений и правильно оперировать ими, необходимо знать распределенность терминов – субъекта и предиката.

Распределенным (+) считается термин, мыслимый во всем объеме; нераспределенным (-) – если он мыслится не во всем объеме, а частично.

В общих суждениях всегда распределены субъекты, в отрицательных – предикаты.

Распределенность терминов в суждениях А, Е, I, О может быть представлена в виде следующей таблицы:

Термины Виды суждения
  А Е I О
S + + - -
P - + - +

С помощью кругов Эйлера это можно изобразить следующим образом:

-

- общеутвердительные суждения (А)

Все студенты юридических вузов (S) изучают логику (Р)

Все S есть Р

 
 

 


- общеотрицательные суждения (Е)

Ни один римский раб (S) не обладал гражданскими правами (Р)

Ни одно S не есть Р

 

 


- частноутвердительные суждения ( I )

Некоторые государства (S) являются демократическими (Р)

Некоторые S есть Р

 
 

 


- частноотрицательные суждения (О)

Некоторые виды акул (S) не опасны для человека (Р)

Некоторые S не есть Р

 

 
 

 

 


  1. Суждения существования (экзистенциальные). В отличие от атрибутивных суждений, отражающих связь предметов и их признаков, суждения существования отражают факт существования или несуществования предметов. Например, Есть в графском парке старый пруд.
  2. Суждения об отношениях (реляционные) – раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету (или нескольким). Они не имеют субъектно-предикатной структуры. Структура этих суждений выражается формулой – А R B, где А и В обозначают понятия о предметах, R – отношение между предметами. Формула А R B читается так: Между предметами А и В существует отношение R. Например, мораль возникла раньше религии.