Теоретический базис

Важная роль в истории философии конца 18 – начала 19 вв. принадлежит классической немецкой философии, которая представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она представлена именами Иммануила Канта, Иммануила Германа Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха. Их всех сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановки и решении проблем, непосредственная личная зависимость. Особенности немецкой философии тесно связаны с социально-историческими условиями страны. Германия конца 18 века была конгломератом государств, королевств, баронств, герцогств и т.п. Это была экономически и политически отсталая раздробленная страна, разделенная почти на 300 небольших самостоятельных государств. Неспособность немецкой буржуазии выступить против прогнивших феодальных отношений явилась причиной того, что общественно-политические вопросы получали свое отражение не в открытой идейно-политической борьбе, а в абстрактно отвлеченной форме философских систем и теорий.

Прогресс науки, опыт буржуазных революций в Европе, создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления. В классической философии, в рамках решения ее основной гносеологической проблемы представлены, все ведущие направления философской мысли: субъективный идеализм, объективный идеализм и материализм.

Классическая философия переосмыслила и заново сформулировала проблему отношения субъекта и объекта, разработала диалектический метод познания и преобразования действительности.

Родоначальником классической философии является И.Кант. В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период Кант выступал как ученый - астроном, физик, географ. Собственно философия Канта сформировалась во второй период, когда им были опубликованы работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

В теории познания Кант выступает как представитель агностицизма – философского учения, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Предшественником агностицизма был скептицизм – философское направление, не допускающее возможности достоверности знания и возможности рационального обоснования норм повеления.

Кант выделил два ствола человеческого познания – чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от вещи самой по себе в силу относительности нашего знания. Воспринимаемый нами объект (вещь) всегда лишь сторона объекта.

Однако наши отношения к миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе и ценностные, нравственные убеждения. Отсюда вытекают и три вопроса Канта: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?». На первый вопрос отвечает философия, на второй – религия, а на третий – мораль.

В соответствии со своей философией, Кант разделил мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, социальности, где свободная воля человеческого разума принуждает индивида действовать в соответствии с категорическим императивом (общезначимое нравственное предписание). Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».

Кант выдвинул новую концепцию субъекта, на основе которой провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в котором действуют свои возможности и свои законы и между которыми существуют глубокие противоречия. Познавательные способности субъекта он ограничил миром явлений, так и не решив проблему связи явлений с «вещами самими по себе».

Нерешенные Кантом проблемы попытался решить И.Фихте. Его философская система строится на признании активной, деятельной сущности человека. Исходное понятие системы Фихте – «Я» , которое утверждает себя как таковое в акте самосознания. «Я» - есть волевое, действующее существо. Помимо индивидуального «Я» существует «абсолютное Я», из деятельности которого должна быть объяснена вся полнота реальности, весь окружающий мир, т.е. «не Я».

Деятельный субъект «Я» преодолевая сопротивление природы, наделяет ее своими характеристиками. Таким образом, предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности, «Я» осваивает «не Я» и достигает тождества с самим собой, такое тождество является идеалом, к которому на протяжении всего исторического периода стремится человечество.

Взаимоотношения индивидуального «Я», т.е. конкретного индивида и «абсолютного Я», т.е. человечества в целом – характеризует процесс освоения человеком окружающей среды.

Индивидуальное и абсолютное «Я» то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений-расхождений составляет ядро диалектики Фихте. Идеал всего движения состоит в достижении совпадения идеального и абсолютного «Я». Однако достижение этого идеала привело бы к прекращению деятельности, поэтому вся человеческая история есть приближение к идеалу.

Идеи Фихте развил его современник Ф.Шеллинг, который в своем учении преодолевает противопоставление мира природы, как мира явлений, и мира свободы, как субъективного деятельностного «Я», на основе учения о тождестве субъекта и объекта. Абсолютный субъект в системе Шеллинга, превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта. Возникновение этого первоначального тождества всего многообразия мира есть «творческий акт», который будучи непознаваемым для разума, является предметом интеллектуальной интуиции. Такая интуиция доступна лишь особо одаренным людям, гениям. Интеллектуальная интуиция есть высшая форма философского творчества, способствующая саморазвертыванию тождества.

Учение о тождестве легло в основу философской системы Г.Гегеля. Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта является движение индивидуального сознания к отождествлению с общечеловеческим сознанием – «абсолютным Я». Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории.

Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на более высоком уровне, в то же время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.

Первая ступень – сознание. Здесь предмет противостоит человеческому «Я» как внешняя данность и определяет его, сознание оказывается теоретическим.

Следующая ступень – самосознание, где предмет и сознание тождественны, сознание определяет свой предмет и выступает как практически действующее.

Более высокая ступень – разум, где самосознание усматривает в себе высшую полноту реальности.

Высшая ступень – дух, здесь сознание постигает духовную реальность мира и себя, как выражение этой реальности.

Вершиной всего этого движения является освоение языка философии – понятий. Дойти до высшей точки развития, по Гегелю, значит «дойти до понятия». Понятие есть абсолютное тождество субъекта и объекта.

Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом, он стремился охватить одним понятием весь природный и духовный мир. Таким понятием является Абсолютная идея, под которой понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего существующего. В процессе саморазвития Абсолютная идея проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного, т.е. общих определений, к определенным, обогащенным конкретным содержанием.

Первым этапом самораскрытия Абсолютной идеи является логика. Логика, по Гегелю, это научно-теоретическое осознание Абсолютной идеи.

Следующий этап саморазвития – природа. Превращаясь в природу, Абсолютная идея опредмечивает себя и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей. По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек, и вместе с ним человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является субъективный дух. Он рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии (превращение души в сознание) и психологии.

Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух, который охватывает всю сферу социальной жизни. Объективный дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве.

Высшей формой развития Абсолютной идеи, где она осознает себя и весь пройденный ею путь, является Абсолютный дух, под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Под Абсолютным духом понимается и философская система самого Гегеля.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания. Диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонность и др.

Учение Гегеля оказало большое влияние на последующее развитие философской мысли. Последователи Гегеля образовали целое философское течение – гегельянство, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи.

Первым философом, подвергшим критике систему и методы Гегеля с материалистических позиций, был Л.Фейербах. Анализируя гегелевскую систему, он сделал вывод о ее родстве с теологией. Религия и близкая ей по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога – человек, попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее человек. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения.

Фейербах предпочитал не использовать термин «материализм» и «материя», а широко использовал термин «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находится человек, как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха – это реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. «Я» у Фейербаха – это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое обладает способностью созерцать и мыслить.

Высшей характеристикой субъекта является – чувственность, синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли и сердца. Она опосредованная общением с другим человеком, именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется реализация человеком своей родовой сущности.

Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка субъекта и его атеистическое мировоззрение оказали серьезное влияние на последующих мыслителей, в частности К.Маркса и Ф. Энгельса.