Теоретический базис

Проблемы бытия обсуждались философами всегда. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категория бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы. Для выражения единства бытия имеется особая категория – субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразия вещей, существующих через них и посредством их.

Субстанцией признавали то материальное, то идеальное, в одних учениях субстанций много, а в других – одна.

Философская категория бытия тесно связана с реальной жизнью одного человека и человечества в целом.

Все, что человек знает об окружающем мире и самом себе, он знает в форме понятий и категорий.

Категории – это наиболее общие фундаментальные понятия. Все категории представляют собой суть понятия, но не все понятия являются категориями. Каждая область знания имеет свои особые категории: физика – атом, масса, энергия; биология – организм, наследственность, изменчивость. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности.

Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Например, причинные связи имеют место в физических процессах, в живой природе, в обществе и мышлении. Общее же во всех этих причинных связях является предметом изучения философии.

Категории – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

История философии выработала такие категории как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность.

Однако исходной философской категорией является категория бытия. По существу все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, свойства, отношение, развитие сущего. Например, движение – способ существования сущего, пространство и время – формы его существования. Качество, количество, причина, следствие и другие категории – все это также характеристика бытия.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное – становится необходимым, единичное – общим, количественные изменения влекут за собой качественные и т.д.

Такая взаимосвязь категорий – есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории, а старые категории наполняются новым содержанием.

Проблемы бытия начинают возникать, когда фундаментальные основы жизни и сознания становятся предметом сомнений.

Окружающий мир постоянно меняется, это и дает человеку повод к сомнению о вечном неизменном существовании мира. Идея о непреходящем существовании природы более стабильна, хотя человек, отдельные вещи и процессы конечны. Мир природы существует до сознания, до бытия людей, их сознания и действия.

Существуют различные формы бытия:

- бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояние природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

- бытие человека (бытие человека в мире вещей и собственно специфическое бытие);

- бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и внеиндивидуальное духовное (объективированное);

- бытие социального, которое делится на бытие идеальное (бытие человека в обществе) и бытие общества.

В философии выделяют реальное и кажущееся бытие.

Реальное бытие, т.е. бытие само по себе, обозначается как ноуменальное бытие (умопостигаемая сущность), вещь сама по себе, действительное.

Кажущееся бытие, т.е. такое, каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином феноменальное бытие.

Проблема кажущегося и реального бытия упирается в поиски критериев. Часть философов считает, что критерий не может быть найден, в частности И.Кант считал, что разум должен принимать на веру существование вещей вне нас.

В других философских системах критерий обозначен как практика (Г.Гегель, К.Маркс и др.).

В 19 – начале 20 века, благодаря новым открытиям в области естествознания, материалистам удалось доказать, что материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяженность неотъемлемые атрибуты материи. Материя стала трактоваться, как всякая объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Т.е. материя – это субъективный образ объективного мира.

Атрибутами материи являются следующие: структурность, системность, взаимодействие, движение, пространство, длительность и отражение.

Материальная система – это система предметов, объектов, вещей.

Структурность – это внутренняя расчлененность реального мира.

Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум.

Ф.Энгельс выделил следующие формы движения, как атрибута материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

Современная наука открыла новые уровни организации материи и, соответственно, обнаружила новые формы движения: взаимодействие элементарных частиц, галактические взаимодействия и др.

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения связаны с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свойствами.

Качественное движение, в свою очередь, подразделяется на динамическое и популяционное.

Динамическое движение связано с сохранением устойчивости объекта и его качества, т.е. качественные изменения не выходят за рамки существующей материи и определенного уровня ее организации.

Сюда можно отнести процессы, связанные с усложнением предметов, появление сложных состояний из более простых. Такие процессы характеризуются как развитие, - это направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих систем.

Процессы динамического развития – это объект внимания диалектики – учения о всеобщей связи и развитии материального мира.

Популяционное движение связано с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию другого уровня материи. Например, формирование из материальных частиц атомов и молекул, возникновение человека и социума.

Проблема источника и механизма популяционного движения обсуждается в философии в рамках вопроса об источниках движения вообще.

Вопрос об источниках движения – вечный вопрос философии.

В решении этого вопроса в материалистической традиции есть два подхода:

- одни философы делали вывод о наличии у всякого движения внешнего источника (Демокрит, Ньютон).;

- другие разрабатывали идею самодвижения материи, под влиянием внутренне присущих материальному миру противоречий. Впервые принцип самодвижения рассматривали Гераклит и Аристотель, в Новое время – Лейбниц, открывший в телесной субстанции деятельное начало. Учение о самодвижении материи развивали французские материалисты Дидро, Гельвеций, Гольбах.

В 50-е – 60-е годы 20 века развитие кибернетики, синергетики, как особой науки о саморазвивающихся системах, позволило создать новый мировоззренческий образ, рассматривающий проблему самодвижения материи с точки зрения развивающегося естествознания и принципа самоорганизации и самодезорганизации материи.

Самоорганизация – это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится и совершенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних сил или причин.

Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Эти процессы носят естественный, спонтанный характер и происходят за счет флуктуации (колебание, случайное отклонение). Случайно возникшее в результате флуктуации структурное состояние системы закрепляется, становится устойчивым.

Ученые считают, то именно так на Земле развивается жизнь, многообразие ее форм, появление новых систем.

Лучшие умы человечества во все времена интересовал вопрос о сущности пространства и времени, в каком соотношении они находятся по отношению к материи.

По этому вопросу в философии сложились две точки зрения:

- субстанциональная концепция – пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур, Ньютон). Соответственно, соотношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между самостоятельными субстанциями. Это привело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера материальных процессов. Пространство – это чистая протяженность, а время – чистая длительность;

- реляционная концепция – ее сторонники (Аристотель, Гегель, Лейбниц) понимали пространство и время не как самостоятельные субстанции, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.

В наше время реляционная концепция имеет естественно-научное обоснование в виде созданной в 20 веке теории относительности Эйнштейна. Фундаментальный вывод, следующий из этой теории гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией.

Согласно реляционной концепции, пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие ее элементов во всех материальных системах. Если бы мир не был сложной структурой, если бы он не расчленялся на предметы, а предметы – на элементы, связанные между собой, то понятие «пространство» не имело бы смысла.

Структурно расчлененные объекты материального мира находятся в движении, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает представление о времени. Время – это форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.

Пространство и время соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии «пространство» отражается структурная координация различных объектов в один и то же момент времени, а в понятии «время» – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состояний в одном и том же месте пространства.

Одной из форм движения является отражение – это способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними систем.

Каждая из взаимодействующих систем, воздействуя на другие и вызывая у них соответствующие изменения, оставляет определенный след в той системе, на которую воздействует и как бы запечатывает себя в результате этого воздействия.

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

При изучении сознания, как основной категории сферы духа, в центре внимания всех философских течений находится три проблемы:

- существует ли качественное отличие сознания от физических явлений и процессов;

- является ли сознание атрибутом человека, или это явление надчеловеческое, космическое;

Как соотносятся между собой сознание и близкие ему реальности – психика, духовное, идеальное.

В настоящее время сформировалось философское течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы – физикализм (стремление перевести все виды знания на язык физики).

Доказательства физикализма опираются на известные факты: успехи в моделировании искусственного интеллекта, генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику человека, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т.д.

Сторонники этого течения считают, что сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики. В рамках физикализма сформировалось ряд школ, однако, различия в позициях этих школ невелики.

Например, в «теории тождеств» духовное состояние отождествляется с телесным, психическое – с мозговыми процессами. Утверждается, что всякая материалистическая теория должна отвергать факт существования сознания, иначе она не материалистическая.

Теория элиминации подчеркивает неизбежность исключения терминов духовного из научного мышления. Сознание – это нечто мистическое, туманное, неясное.

Представители материализма считают, что сознание и объективный мир – противоположности, образующие единство. Его основой является чувственно-предметная деятельность человека.

Все существующие мнения в объяснении своеобразия сознания отличаются, прежде всего, решением вопроса: является ли сознание атрибутом человека, или это явление надчеловеческое, космическое.

Существует три основных варианта мнений:

- сознание – есть космическое образование;

- сознание – свойство всех живых организмов;

- сознание – атрибут человека.

Первый подход представлен в религиозных течениях, в центре внимания которых – божественный разум, надмировое начало – творец природы и человека (В.Соловьев); другой сторонник этого подхода А.Д.Андреев считал, что неделимыми и бессмертными духовными единицами мира являются монады, сотворенные Богом.

Сознание предстает как явление надчеловеческое не только в форме божественного разума. Делаются попытки естественно-научного обоснования способов взаимодействия разума человека с космическим разумом. Среди них метод «трансцендентальной медитации» (сверхчувственное общение с потусторонним).

Например, французский биолог и философ Тейярд де Шарден считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее «внутреннюю сторону». Сознание человека – это революция в длительном процессе развития сознания космоса.

Ряд ученых 20 века считали, что из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с трансцендентальной реальностью (выходящей за пределы человеческого сознания).

В теории Тальбота – Вселенная – это гигантский разум, а мышление – результат взаимодействия полей, которые организуют материю.

Второй подход (сознание свойство живых организмов) представлен в социобиологии. Для социобиологов сознание – это биологические реакции самосохранения, свойственные человеку и животным. Изучая поведение животных, ученые обнаружили у них общественный образ жизни и сходные с человеческими явления – лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др.

Исследования социобиологов восполняют многие проблемы в познании общих оснований сознания человека и психики животных, но идея их единой сущности остается недоказанной.

Третий подход (сознание атрибут человека) представлен множеством учений.

Сознание – есть результат развития предшествующих форм отражения. Свойства отражения присуще всей материи.

Отражение – это свойства материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия изменение своих свойств и состояний, особенности других систем. Эти изменения, запечатливаемые в другом, и используемые самоорганизующимися системами, называется информацией. Например, идущий человек оставляет следы – следы это отражение. При раскопках ученые находят отпечатки давно умерших животных и исчезнувших растений. Отпечатки – это отражения, несущие информацию. Поверхность воды воспроизводит отражающие предметы – деревья, дома, человека. Это воспроизведение – тоже отражение. Отражение в неживой природе – это элементарные формы отражения, они не обладают формой активности.

Присущие неживой природе свойства отражения при определенных условиях порождают отражения в живой природе – биологическую форму отражения. Отражение в живой природе связано с новым способом существования биоорганизмов – приспособительной жизнедеятельностью.

Разновидностями биологической формы отражения выступают: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных.

Раздражимость – это биологическое отражение, реакция на благоприятные или неблагоприятные условия среды (растения реагируют на движение Солнца).

Чувствительность – это способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений.

Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность (хватательный рефлекс действует у простейших при появлении жучков и паучков, которыми они питаются, на остальные раздражители они не реагируют).

У животных появляются способности, которые они используют при добычи пищи.

На основе этого происходит дальнейшее развитие биологических форм отражения – появляются зачатки психических форм отражения.

Восприятия и представления обусловлены усложнением самих форм поведения, а также развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Ощущения и представления можно считать ядром сознания. Психическое отражение, возникшее у позвоночных животных – это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения.

Материальной основой психики является нейрофизиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм. Рефлекс, лежащий в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом.

Русские ученые Сеченов и Павлов разработали теорию безусловного и условного рефлексов.

По своей биологической сущности вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной. На основе сигнального характера отражательной деятельности организма возникает опережающее отражение действительности.

У животных опережающее отражение реальности осуществляется элементарными формами психики – ощущениями, восприятиями, представлениями.

Психическое отражение высших животных развивает сознательную форму отражения. Для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно.

Новый способ жизнедеятельности человека, т.е. предметно-практическая деятельность, необходимое условие формирование сознания.

Люди начинают с производства, т.к. оно обеспечивает удовлетворение потребностей, т.е. общественный труд формирует человеческое сознание.

Животное «производит» под властью физической потребности, его поведение носит инстинктивный характер, программа его поведения генетически заложена в нем.

Трудовая деятельность порождает надобность в знании, потребность в понимании законов и процессов. Сознание продуцирует продукты «второй природы», которыми человек живет и которые удовлетворяют его потребности. Человек противопоставляет себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования.

Таким образом, сознание - это высшая, свойственная только людям функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.