Теоретический базис

Под категорией «сфера общественной жизни» понимают оформленную устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта категория включает такие элементы как деятельность, отношения и субъекты деятельности. Основными сферами жизни общества являются: материальная, духовная, социальная и политико-управленческая.

Материально-экономическая сфера общества связана с деятельностью людей по производству, распределению и потреблению результатов труда.

Производство общественной жизни есть постоянное воспроизведение условий существования отдельного человека и общества в целом. Оно охватывает материальное производство, духовное производство и производство самого человека. В отечественной философии сложилась традиция в качестве ведущего элемента общественного производства рассматривать материальное производство.

Материальное производство выступает как фундаментальное условие жизни людей. Труд обеспечивает человеку удовлетворение его потребностей.

Наряду с материальными (физико-биологическими – жилье, пище, одежде) потребностями существуют и духовные. В классификации потребностей А.Маслоу выделены и психологические потребности – самоуважение, самоутверждение, удовлетворенность жизнью, т.е. потребности в творчестве, самореализации. Поэтому с материальным производством органически взаимосвязано и духовное производство. Труд ученого, инженера, деятеля культуры и искусства реально влияет на материальное производство.

Материальное производство – есть трудовая деятельность человека по преобразованию природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Можно сказать, что потребности создали человека, превратили в существо, наделенное разумом, способное творить вторую природу, используя ресурсы первой.

Компонентами материально-экономической сферы жизни общества являются: труд, способ производства материальных благ, функционирование материально-производственной сферы.

Хозяйствование, как осуществление процесса материально-экономической жизнедеятельности общества и конкретной личности, не может не иметь своего нравственно-философского аспекта. Философия хозяйствования – есть процесс стратегического осмысления целесообразности данной экономической системы, с точки зрения достижения благосостояния общества и личности. Ее сущность обосновывается количеством материальных и духовных ценностей, реально попадающих в руки тех, кто их производит.

Современное общество характеризуется бурным развитием техники. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы.

Техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности преобразовать и самого человека. Однако в технике заключены не только безграничные возможности полезного, но и безграничные опасности. Никогда ранее человек не располагал такими созидательными техническими возможностями и никогда не владел такими разрушительными средствами. Дальнейшая судьба человечества зависит от того способа, посредством которого человек подчинит себе последствия научно-технического прогресса.

Духовная жизнь общества, являясь подсистемой общества, выступает как определенная целостность, в конкретно-исторической форме. До недавнего времени понятия «духовная жизнь общества» и «общественное сознание» отождествлялись. Это связано с тем, что при изучении этих понятий использовался один и тот же понятийный аппарат.

Общественное сознание, являясь ядром духовной жизни, дает представление о ней, однако неполное.

Общественное сознание – есть совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций и чувств общества на определенном этапе его развития. Например, советское общество в 20-е гг. 20 века, в период Великой Отечественной войны, в августе 1991 года.

Духовная жизнь – это деятельность по производству, потреблению и передаче духовных ценностей.

Духовная жизнь – это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия.

Человек всем своим существованием выделен из окружающего мира. Это вынуждает его дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человека интересует не просто объект, а возможность этого объекта удовлетворить его потребности. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости. Все, что имеет для человека значимость, является для него ценностью. Ценности позволяют человеку понять специфику человеческой деятельности, служат фактором консолидации людей, их интеграции в сообщество. Т.е. сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека.

Т.о. ценности определяются потребностями личности, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. Ее основу составляют фундаментальные блага, необходимые человеку, как живому существу и высшие ценности, определяющие социальную сущность человека, его духовную природу.

К духовным ценностям относятся идеалы, верования, обычаи, традиции, нормы и запреты, эталоны и стандарты, выраженные в форме нормативных представлений о добре, благе, зле, о смысле истории и предназначении человека.

Различают следующие формы общественного сознания: экономическое, правовое, научное, моральное, эстетическое, религиозное, национальное.

Состояние общественного сознания – это доминирование идей, чувств, настроений в какой-то определенный период развития. Например, религиозное сознание связано с верой в сверхприродные явления и обусловлено бессилием человека и его сознания. Социальная подавленность порождает различные виды религиозных идей.

Форма общественного сознания выражает сферу деятельности людей и виды общественных отношений.

Совокупность обобщенных представлений, нравов, традиций, т.е. того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия.

В силу того, что общество есть субъектно-объектная реальность, общественное бытие и общественное сознание находятся в тесном единстве, без энергии сознания общественное бытие было бы статичным.

На ранний этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, позднее это воздействие стало носить опосредованный характер - через государство, правовые, нравственные и религиозные отношения, а воздействие сознания на бытие, наоборот, приобретает непосредственный характер. Возможность непосредственного воздействия общественного бытия на общественное сознание заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Общественное сознание – это социально обусловленный, не только по механизму своего зарождения и протекания, но и по характеру своего бытия и исторической миссии, феномен, оно атрибут общества.

Индивидуальное сознание непосредственно связано с телесным бытием человека, его мозгом, тогда как, общественное сознание - связано с исторически сложившейся системой материальных форм его фиксации в виде знаков, символов, художественных творений и т.д. Индивид конечен и ограничен, его сознание умирает вместе с ним, а в системе общества оно обретает бессмертие.

Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с миром духовной культур, а общественное – это духовная жизнь общества, идеальная сторона исторического развития народа.

Сознание каждого человека впитывает в себя опыт, знания, убеждения, верования, заблуждения и оценки той социальной среды, к которой он принадлежит.

Рассматривая общественное сознание, исследователи отвлекаются от всего индивидуального и изучают взгляды и идеи, характерные обществу в целом.

Если бы носителем общественного сознания был только индивид, то тогда исчезла бы разница между индивидуальным и общественным сознанием.

В реальной жизни часто бывает так, что общественное сознание испытывает на себе отрицательное воздействие идеологии, которая уродует разумную логику бытия.

Судьбы многих людей свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между государственной системой духовных принципов и идеями отдельных граждан.

Помимо материально-экономической и духовной сфер жизни общества существует так же и социальная сфера.

Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья, защите от опасных для жизни явлений природы. Социальная сфера тесным образом связана с благосостоянием общества и отдельной личности.

Центральным звеном социальной сферы общества являются социальные общности и их взаимосвязи.

Общность – это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и, обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.

В качестве социальной общности может выступать – класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т.д.

Социальная общность характеризуется связью, взаимодействием между людьми. Социальная общность – это объективная реальность. Она является формой общественной жизни людей, в ее основе лежит определенная, исторически сложившаяся связь между членами, которые ее составляют.

Разного вида общности образуются на разной объективной основе:

- общности, порождаемые общественным производством – производственный коллектив, социально-профессиональная группа;

- общности, вырастающие на этнической основе – народности, нации;

- общности, возникающие на основе демографических факторов – пол, возраст.

Исторически первыми общностями были такие объединения, как семья, род, племя. Объективную основу их образования составляли – кровное родство, совместная производственная деятельность, зарождающиеся этнические признаки.

С переходом к общественному устройству, основанному на частной собственности, появляются социальные классы. Разделение труда порождает такие социальные общности, как трудовой коллектив.

Человек является самим собой только в социальной среде и, благодаря ей человек зависит от социальной среды, а она видоизменяется в результате его активных действий.

Понятие «человек» указывает на качественные отличия людей от животных. Индивид – это человек, как представитель какого-то целого – биологического рода, социальной общности. И только понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в общественной жизни.

Одной из центральных задач совершенствования социальной сферы общества является ее гуманизация и демократизация. И, в первую очередь, это должно коснуться такой социальной общности как семья, т.к. социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека и продлении человеческого рода. Семья это та ячейка, в которой человек начинает формироваться как личность.

Одной из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, является категория «свобода». Ее сущность заключается в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие принуждения. Свободный человек воспринимает возникающие обстоятельства как препятствия, сопротивление которым для него проявляется в результате его свободного выбора.

Человек, будучи свободным, постоянно чувствует свою ответственность перед окружающим миром и людьми. Свободные действия человека, свободные оценки происходящих событий, свободный выбор – дают возможность почувствовать свою ответственность за эти события.

Категория «ответственность», отражая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, связана не только с выполнением личностью нравственного долга, но и правовых норм.

Право, в отличие от нравственного долга, является институциональным регулятором деятельности людей. Право представляет собой нормативную форму выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях.

Понятие «право» включает в себя и понятие «справедливость»: с одной стороны, право уже по своему определению справедливо; а с другой – справедливость внутреннее свойство и качество права. Без справедливости нет права: ни как формального равенства, ни как свободы.

Социальная справедливость должна проявляться, прежде всего, по отношению к малообеспеченным слоям населения. Экономическая политика государства без учета социальной справедливости нарушает социальный мир и стабильность в обществе. Задача социального государства – обеспечить всем своим гражданам достойные условия существования.

Изучение политической сферы жизни общества занимает важное место в социальной философии. Проблемы политической надстройки, государства и его роли в обществе, общественного управления и самоуправления интересовали лучшие умы человечества.

Политическая сфера общества объединяет в себе и политическую систему, и область общественного управления.

Политика есть особая сфера деятельности, регулирующая отношения людей объединенных в различные социальные группы с целью сохранения определенной социальной структуры.

Одной из главных целей политики – устройство государственной власти.

Политические отношения – это взаимодействие субъектов политики, при котором происходит их объединение или разобщение. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и граждан. Политика, как искусство управления, должна соответствовать высшим критериям нравственности, а политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности.

Осуществление политической деятельности невозможно без наличия определенной системы политической власти.

Власть, по определению М.Вебера, это принуждение человека к действию или бездействию помимо его воли.

Социальными предпосылками власти считают: индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций.

Таким образом, политическая жизнь общества – это деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической жизни.

Основными субъектами политической жизни являются политические партии и общественные движения, социальные и национальные общности, группы интересов и группы давления, государство и т.д.

Государство, являясь институциональным носителем политической власти, выполняет следующие функции: безопасность граждан, решение внешнеполитических вопросов. Функции государства зависят от степени зрелости гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и других структур, которые развиваются в обществе вне рамок государства и без его вмешательства.

Государство есть основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права и с помощью специального аппарата.

Одним из элементов политической системы являются политические партии – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении.

С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества. Следовательно, политические силы, возникающие в гражданском обществе, выражая и представляя интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом.

На основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества можно выделить тоталитарную политическую систему, авторитарную и демократическую.

Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни общества со стороны государства.

Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц, при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.