Теоретический базис

История философии – это история становления единой системы знаний, или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы: философия Древнего мира; античная философия; средневековая европейская философия; философия Нового времени 17-18 вв.

Середина 1 тысячелетия до н.э. – это рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. 6 век до н.э. из всех столетий 1 тысячелетия выделяется как время взрыва интеллектуальной энергии.

Скачок в развитии производительных сил, вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных связей, появление первых государств, рост оппозиции традиционной религии, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывается духовная атмосфера, благоприятствующая рождению философии.

Китай – страна древней истории, культуры и философии. В середине 2 тысячелетия до н.э. в государстве Шань-Инь возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В 12 в. до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию, просуществовавшую до 3 в. до н.э. В 221 году до н.э. Китай объединился в могучую империю Цинь, что ознаменовало новый этап в развитии государства и философии.

Философия Древнего Китая решает ряд общечеловеческих проблем: осознание природы, человека, общества, взаимосвязь человека и природы.

Имеются и специфические черты китайской философии, связанные с особенностями культуры китайской цивилизации:

- Философия Китая тесто связана с мифологией. Но эта связь предстает как исторические придания о прошлых династиях. Такие культурно-философские памятники как «И цзинь» (книга перемен) и «Шу цзинь» (книга истории) имеют ссылки на древние мифы. Китайские мифы содержат мало материалов натурфилософского характера, однако все натурфилософские идеи Древнего Китая ведут свое начало от мифологических и примитивно-религиозных построений о небе и земле.

- Специфика философии Древнего Китая связана с ее особой ролью в острой социально-политической борьбе, которая велась государствами Древнего Китая в период 722-221 гг. до н.э. Философы в этот период нередко были министрами, послами, государственными чиновниками различного уровня. Поэтому философов Древнего Китая интересовали вопросы управления, отношений социальных групп, этики, ритуала, огромное внимание уделяется философии политики.

- Философия Древнего Китая редко прибегала к естественнонаучному материалу, исключением являлась школа моистов, прекратившая свое существование после эпохи Чжоу (221 г. до н.э.).

- Философия Древнего Китая не имела строгого понятийного аппарата, большой редкостью были теории натурфилософского и мировоззренческого характера. Философская мысль направлялась не на выработку идеала, а на поддержание сиюминутной данности.

- Практицизм теоретических поисков – характерная черта китайской философии, выражавшийся в самоусовершенствование человека и управлении государством. Этические критерии были основным мерилом.

- Канонизация конфуцианства, которое изначально выразило отрицательное отношение к естественнонаучным данным и прикладным знаниям. Конфуцианство считало своей главной задачей самосовершенствование нравственности человека, воспитание и усвоение сложного ритуала отношений между высшими и низшими.

- Отрыв китайской философии от логики и естествознания замедлил формирование понятийного аппарата. Метод логического анализа для большинства китайских школ так и остался неизвестным.

- Специфической чертой китайской философии было рассмотрение мира как Единого Организма: мир един и все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. Особое место принадлежит Небу во взаимоотношениях с человеком. Верховный Бог Шан-ди и Небо стали рядом. Постепенно небо приобрело более высокий статус и стало олицетворять регулирующую силу, разум и высшую справедливость. Правитель – земной бог может потерять расположение Неба, если окажется недостойным. Основной критерий Неба при выборе правителя – обладание высшей добродетелью (дэ).

Специфичность китайской философии была связана с употреблением в письме образно-символического знака – иероглифа и гексаграммы. Каждая гексаграмма – это выражение определенного состояния действительности, определенной ситуации, смысл которых раскрывается в пояснениях к гексаграммам. По теории «Книги перемен» весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия сил света и тьмы, напряжения и податливости. Каждая гексаграмма состоит из определенного числа горизонтальных линий, как непрерывных, так и прерывных.

В философии Древнего Китая сформировалось несколько школ, однако в рамках одной и той же школы очень часто выступали философы, стоящие на противоположных идейно-мировоззренческих позициях. Отношения между школами сводились к реализации двух основных направлений в философии: материализма и идеализма. На раннем этапе развития китайской философии, во времена Конфуция и Мо-Цзы, отношение мыслителей по основным проблемам не носило четко выраженной позиции, мистика, философия, религия, элементы материализма и идеализма тесно переплетались.

В исторических записках 2-1 вв. до н.э. приводится первая классификация философских школ Древнего Китая:

- сторонники учения Инь и Янь (натурфилософы);

- школа служилых людей – Жуцьзя (конфуцианцы);

- школа моистов, номиналистов – Миньцзя (софисты);

- школа законников – Фацзя (легисты);

- школа Дао и Дэ – даосисты.

Данная классификация носит условный характер, так как у нее отсутствуют единые основания.

Натурфилософы, сторонники учения Инь и Янь, развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, восход – закат, свет - тьма). Поиск гармонии этих двух начал – основная задача философии.

Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство. Это учение характеризует идеализацию древности (золотой век), культ предков, выполнение норм Сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях. Конфуцианству присущ идеал «благородного человека» - представителя высших слоев общества, его необходимые черты – сдержанность, скромность, бескорыстие. Конфуцианские идеалы живут в китайском обществе и сегодня: правила поведения, внешней учтивости, церемониал. Общественные потребности, забота о их реализации – удел правителя, народ не осознает их и не может решать. Отсюда строгое подчинение всех слоев общества строго по рангам.

Даосизм – учение о великом Дао, всеобщем законе, Абсолюте, Дао господствует во всем, всему дает форму и имя. Природа человека соответствует Дао, она пуста и непознаваема, смысл жизни – в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Общество пагубно для человека, поэтому от него необходимо отрешиться.

В целом древняя китайская философия антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеют установку на естественный ход вещей и недеяние.

Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер.

Древнейший сборник гимнов, песен и молитв – Веды - появился в Древней Индии на рубеже 2-1 тысячелетий до н.э. В Ведах организация всего приписывается «первочеловеку». Это – тысячиглазый, тысячиногий Пуруша, ум и дух которого породил Луну, глаза – Солнце, уста – огонь, а дыхание – ветер. Пуруша представлял собой модель космоса и человеческого общества.

Постепенно Веды обогащаются рациональным содержанием, комментариями, текстами религиозно-философского характера, которые получили название «Упанишады». Вечный творец существ – Брахма, определяет для всех имена, род деятельности (карму) и особое положение (Закону Ману).

Упанишады носят натурфилософский характер. Высший этап поисков основы бытия - учение о Брахмане, как высшей, объективной реальности, выступающей как зародыш всего сущего, как творческое начало; и об Атмане – субъективном, индивидуальном начале. Важнейшее положение Упанишад – единство Брахмана и Атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Карма – понятие, определяющее судьбу человека. Человек сам связывает себя с эгоистическими помыслами и делами. Закону Кармы не подвержен тот, чьи дела и помыслы направлены на высшую реальность. Понятие Кармы тесно связано с учением о цепи перерождений – сансарой.

На основе Упанишад сформировалось несколько школ древнеиндийской философии:

- ньяя – логика;

- вайшешика – космология;

- миманса – ритуал;

- санкхья – мистический и пессимистически-дуалистический реализм;

- йога и веданта – отношение индивидуальной души к мировой.

Все эти школы признавали священный авторитет Вед. В более поздний период на территории Древней Индии появляются и буддизм и джайнизм, которые во многом следовали Ведам.

Буддизм – религиозно-философское учение Будды (Гаутама Шакьямуни).

Будда в процессе самоуглубленного размышления постиг четыре истины:

- страдания правят миром;

- причиной всех страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями;

- уйти от страданий можно путем погружения в нирвану (подавление желаний);

- путь избавления от страданий и достижение нирваны – познание учения Будды.

Анализируя все известные направления и школы древнеиндийской философии можно выделить следующие общие черты:

- окружающий мир и личность тесно связаны между собой;

- философия Древней Индии обращена внутрь человека;

- жизненные принципы – аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние.

- философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, Абсолюта;

- учение о перерождении, бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти;

- учение о Карме – сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.

Зарождение и развитие философии предстает как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. Изучение этого многообразия философских взглядов, их возникновения, развития, взаимного влияния друг на друга, зависимости от конкретных социально-политических условий своего времени и места возникновения – составляет предмет истории философии.

В середине 1 тысячелетия до н.э., помимо Древнего Китая и Древней Индии, философия зарождается и в Древней Греции.