Тема 16. Основные направления современной западной философии

1. Позитивизм как философия науки XX века.

2. Экзистенциализм.

3. Философская антропология и персонализм.

4. Постмодернизм.

 

1.XX век принес существенные изменения в социально-экономическую и политическую жизнь мира. Одним из важнейших признаков нового столетия являлось ускорение темпов развития, увеличение роли науки в общественной жизни. Однако, процесс технизации общества привел к формированию техногенной цивилизации, со всеми вытекающими проблемами. XX век также ознаменовался двумя крупнейшими войнами в истории человечества, холодной войной, а также ростом экологических проблем. Оказалось, что развитие техники – не является залогом решения всех проблем. Наоборот – появились гораздо более серьезные проблемы (напр. оружие массового поражения). Развитие экономики привело к появлению феномена общества потребления. Все это не могло не породить различные попытки объяснения путей дальнейшего развития, а также новое понимание роли и места человека и человеческой цивилизации в мире.

Осмыслением положительной роли научно-технического процесса, а также структуры, а также механизма функционирования научного знания в XX веке занимались представители обновленного позитивизма. Как известно, позитивизм в своем развитии проходит три стадии: «первый позитивизм» – 40- 70-е годы XIX века, «второй позитивизм», или эмпириокритицизм – 70-годы XIX века – начало XX века, «третий позитивизм», или неопозитивизм – 20--50-е годы XX века.

Неопозитивизм — третий этап в развитии позитивизма в 20-х годах ХХ века. В его основе лежало убеждение в возможности решения философско-методологических вопросов науки, с помощью ухода от философии как метафизики (здесь имеется в виду философско-идеалистическое учение о сверхчувственных принципах бытия) и опора лишь на строго положительное знание. Особую популярность он приобретает в среде научной интеллигенции в 30-40- е годы. В его рамках принято выделять логический и лингвистический позитивизм. Логический позитивизм (Р. Карнап, М. Шлик) — первоначальная форма неопозитивизма - исходил из отказа от философских категорий в анализе вопросов формализации и соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. Неопозитивисты рассматривают проблему развития научного познания как формально-логическую и сводили анализ науки к анализу языка науки, толкования математики и логики как формальных преобразований в научном знании и его языке. Однако уже в 50-е годы стало понятно, что отвлечение от так называемых «метафизических проблем» имеет свои границы. Классические философские понятия оказались очень значительными для методологии и теории познания и, что особенно важно, для осмысления антропологических вопросов, с поисками его предназначения человека в мире, с вопросами его жизни и смерти. Даже в признаваемых наиболее фундаментальными научных теориях были найдены «метафизические конструкции». Все это обусловило поворот неопозитивизма к анализу языковых образований, к разграничению правильного и неправильного применения языка, которое, по мнению представителей лингвистической философии, приводит к появлению неверифицируемых метафизических конструкций. Основоположником лингвистического позитивизма был австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Он отказался от устаревшего способа анализа предложений по субъектно-предикатной форме и пошел по пути разграничения смысла и значения языковых выражений и логического анализа языка. По мнению, Витгенштейна, смысл наличествует лишь у тех предложений, которые отражают фактические ситуации. «Имена» - это только знаки «объектов». Мир является лишь совокупностью комбинаций «объектов» и «фактов». Логические формы не выражаются в языке, поэтому рациональными способами в мир нельзя заглянуть. Философия, по мысли Витгенштейна, не решает вопрос истины, она лишь анализирует и проясняет логическую структуру языка, а также устраняет «бессмысленные предложения».

В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма и отказа от радикального эмпиризма всего позитивистского направления в целом возникает особое направление философии и философии науки - постпозитивизм. Основные его идеи сформулированы на рубеже 50-60-х годов Карлом Поппером и Томасом Куном и развиты в работах Имре Лакатоса и Стивена Тулмина. В противовес неопозитивистским концепциям, концентрировавшим внимание исключительно на проблемах языка, то есть на проблемах точного выражения уже имеющегося знания, постпозитивисты предлагают новую программу, суть которой заключается в выдвижении на первый план исторического анализа науки, т. е. исследования «роста» научного знания. Представители постпозитивизма были убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, иногда даже опережая эмпирический опыт. Ведь для того, чтобы зафиксировать какое-то явление как «чисто эмпирический (т.е. чувственно воспринимаемый) факт», человек должен обратить на него свое внимание, выделить его из бесчисленного множества других явлений, предпочесть его всем другим, иначе говоря, отнестись к нему как более важному, более значительному, более ценному, чем все другие. Поэтому постпозитивисты отказались от позитивистского идеала «беспредпосылочного знания», утверждая не о противопоставлении, но, наоборот - о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о так называемой «теоретической загруженности» эмпирических фактов.

2. Экзистенциализм (философия существования: от лат. existentia - существование) - философское учение, в центре которого находится проблема уникальности и неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания.

Предметом экзистенциализма являлись не фундаментальные принципы бытия, не универсальные закономерности осуществления природных и социальных процессов и даже не высочайшие ценности и идеалы общечеловеческой морали, а уникальность бытия отдельного человека, его «экзистенция», понимавшаяся как непосредственное переживание человеком своей собственной жизни, которая выступает для него «наиважнейшей» и наиболее близкой реальностью. Как самостоятельное философское направление он возник в начале ХХ века в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в России (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев), однако наибольшей популярности он достигает в послевоенной Франции (Ж.П.Сартр, Г.Марсель, А.Камю).

Бытие человека в мире, по мнению экзистенциалистов, абсурдно. «Абсурд, что мы родились, абсурд и то, что мы умираем». Человек постоянно ощущает угрозу своему бытию. Мир идет своим путем, и ему нет никакого дела до конкретного человека. Каждую минуту тысячи действующих сил, неподвластных человеку, могут уничтожить его, прервать его существование. Человеческая «экзистенция» (существование, жизнь) хрупка это и есть ее свойство. Человек, по их мнению, вынужден все время противостоять угрозам уничтожения, защищать свое существование, постоянно что-то предпринимать, о чем-то заботиться. Жизнь его преисполнена тревогой и страхом. И это страх не только перед опасностями, которые таит в себе мир, но и перед самим бытием, которое неподвластно человеку. Данный факт погружает человека в заботу, но и в то же время и побуждает искать путь к спасению. Для пробуждения к подлинному существованию, человек должен оказаться в «пограничных» ситуациях. Экзистенциалисты вкладывают в это понятие разное содержание: боязнь человека не найти своего предназначения, ради которого можно пожертвовать жизнью (Мартин Хайдеггер), смертельную опасность (Карл Ясперс), переживание беспочвенности своих ожиданий (Жан-Поль Сартр). В любом случае пограничная ситуация - это переживания абсурдности жизни, обнаружение «зияющей пустоты ничто». В то же время для человека это единственное средство вырваться из обыденности и попытаться обрести себя, что означает в понимании экзистенциалистов, посмотреть в глаза смерти. Это и есть «подлинное бытие», вынести которое куда труднее, чем бездумно проживать жизнь в рамках заведенного порядка вещей.

Человек прекрасно знает, что он смертен. Само его существование направлено к смерти, есть «бытие смерти». А смерть — это не переход к иному бытию, она неотвратимое завершение, конец всякого бытия человека. По мысли экзистенциалистов, помимо бытия с его заботами, страхом и грозящей, в конце концов, смертью, ничего более нет. Мысль пытается выйти за пределы бытия, стремится найти опору в Абсолюте: в Боге, в идее, в сущности и т. д. Однако, все это фантазии: на самом деле за пределами экзистенции есть одно только великое «ничто». Поэтому человеку не в чем найти опору. Он не может рассчитывать не только на помощь, но и на подсказку. Человек всегда наедине с собой: он свободен, абсолютно свободен, обречен быть свободным, и в этом его величайшая трагедия. Все философские системы рассматривали свободу как возвышенную и желанную цель. Экзистенциализм же видит в ней тяжелое бремя, которое человек должен нести, если он хочет оставаться личностью. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой. Стать «как все», но только ценой отказа от самого себя. Мир, в который при этом погружается человек, -это мир неподлинного бытия, мир, в котором человек отказывается от своего права самостоятельно принимать решения, а потому не несет никакой ответственности.

Чувства свободного человека — это чувство вины за все, что происходит вокруг, и за себя самого. Человек, по их мнению, сам придает ценность и смысл своей жизни: он должен выбирать, хотя и не имеет никаких внешних оснований для выбора. Он представлялся брошенным в жизнь, в определенную ситуацию, и именно она есть единственная данная ему реальность - другой нет и не будет. Поэтому абсурдно пытаться выйти из нее: ведь за ней ничего нет, но было бы абсурдом и целиком поддаться, безвольно покориться ей - на что-то ведь дана нам наша свобода! Человек всегда может выйти за пределы самого себя, стать чем- то больше, чем он есть. Это единственная задача, которую он может перед собой поставить. Однако, несмотря на то, что все в этом мире, разрушается и умирает в силу конечности самой экзистенции, человек может научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности самой любви.

3.Одним из влиятельных направлений общественной мысли ХХ века являлась философская антропология, призванная ответить на вопрос о природе и сущности человека. В современной философии она противостоит умозрительно-спекулятивному подходу к этому вопросу и видит свою задачу в осмыслении нового научного знания о разнообразных сторонах человеческого бытия в их целостном постижении. Свои идеи философская антропология разрабатывает также в полемике с позитивизмом и неокантианским гносеологизмом.

Важнейшей проблемой этого направления, сформулированной его основателем Максом Шелером, является тема существенных различий человека и животного. М. Шелер видит их в способности человека относиться предметно и объективно к среде; Артур Гелен - в недоразвитости человека, который компенсирует ее в деятельности; Эрвин Ротхамер – в способности творить и быть плодом культуры. Однако все они убеждены, что природа человека остается неизменной и зависит от Бога. Помимо представителей философской антропологии ее основные положения в широком понимании развивают Клод Леви-Стросс, а также Пьер Тейяр де Шарден и Хосе Ортега-и-Гассет.

К философской антропологии близок персонализм. Он является религиозно-идеалистическим течением, возникшим в начале XX века. Одним из наиболее ярких представителей персонализма является Эммануэль Мунье. «Предметом философского исследования в персонализме является творческая субъективность человека, постигаемая в конечном итоге в его причастности к божественной реальности. Персонализм в противоположность экзистенциализму считает возможным применение научных методов к изучению человека, возражая в то же время против сциентистских взглядов на человека лишь как на мыслящий объект исследования. Человек в сциентистском видении, по убеждению персоналистов, — не творец мира, а созерцатель его как данности. Смысл человеческого существования, по мнению персоналистов, состоит в активном творческом личном сознании, богатом фантазией и воображением, несущим в себе позитивные идеи, замыслы и цели, воплощаемые в наличную действительность в многообразных формах духовной деятельности»[58].

4.В строгом смысле философии постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы. Жак Деррида развивал тезис об исчерпанности философии и разума в классических формах, основанных на понимании бытия как присутствия. Способом преодоления кризисной ситуации в философии он считает предложенный им метод деконструкции. Это основной метод освобождения человека от разрушающего и деформирующего влияния со стороны репрессивных структур государства. Ж. Деррида избегает конструирования сколь-нибудь систематического мировоззрения, относя систематичность, определенность к характеристикам метафизического мышления.

Разработка постмодернистских идей осуществляется и в работах Ж. ДелёзаиФ. Гваттари, синтезирующих в них философию, психоаналитические подходы, политическую теорию и претендующих на создание теории, направленной против европейского панлогизма и рационализма. Они исследуют проблему желания, его рефлексии, фиксации и кодификации, что связано с языковым оформлением желания, его конструированием «грамматикой» культуры, которая определяет место человека в «социальной машине».

Рекомендуемая литература:

1. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Гардарики, 2003.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-т - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994. - 1997.

3. Радугин А.А. Философия. - М.: Изд-во Центр, 2004.

4. История философии. Ученик для высших учебных заведений. - Р/н Д: Феникс, 1999.

5. История философии в кратком изложении.– М.: Мысль, 1995.– 590 с.

6. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 1998.

7. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М.: Интерпракс, 1994. – 431 с.

8. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. - СПб.: Лань, 1997. - 480 с.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды позитивизма в XX столетии вам известны?

2. В чем заключалось своеобразие методологии научного познания К. Поппера?

3. Почему экзистенциальная философия называется философией существования?

4. Назовите основные идеи философской антропологии XX столетия?

5. Что такое персонализм и каковы его основные представители?

6. Почему постмодернизм называется философией кризиса?

 

Темы докладов и сообщений

1. Гносеологический анархизм П. Фейерабенда.

2. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса

3. Логика социальных наук в работах К.Р. Поппера.

1. Архетипы коллективного бессознательного и экономические предпочтения потребителя.

2. Философия прагматизма.

3. Философия постмодернизма.