Современная цивилизация и философия

Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной цивилизации, которые приобрели сегодня основополагающую роль. Среди них, условно, можно выделить три основных – развитие техногенной и информационной цивилизации, «общество потребления» и проблему «среднего человека».

Техногенная цивилизация.Если использовать периодизацию истории Э. Тоффлера, разделяющую историю на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, то техногенная цивилизация является продуктом индустриального общества. Под техникой П.С. Кудрявцев и И.Я. Конфедератов предлагают понимать «совокупность средств труда, создаваемых человеком на основе использования познаваемых им законов природы, для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества»[1]. Хотя «техникой» в принципе может быть названы даже самые простейшие орудия труда, облегчающие жизнь человека, в нашем понимании техногенная цивилизация – это этап развития индустриального общества, характерный для XVI-XX вв. и продолживший свое развитие в рамках постиндустриального общества. Техногенная цивилизация - это эпоха, когда человек начинает зависеть от техники и именно она начинает определять его базовые потребности, интересы, характер деятельности и смыслополагания. Вместе с тем, основания техногенной цивилизации могут быть обнаружены уже на заре человечества – в древнегреческой культуре (культ человека, демократия, развитие научного мышления). В дальнейшем христианство усиливает антропологические тенденции, объявляя человека лучшим из творений и рассматривая его разум как «подобный» божественному. В эпоху Возрождения в Европе окончательно утверждается антропоцентризм, согласно которому человек есть творение и одновременно «сотрудник» Бога в деле реализации божественного замысла относительно природы. В XVI-XVII вв. формируется механическая картина мира, окончательно повлиявшая на формирование представлений о природе как ресурсе для развития человека и его цивилизации.

Принято выделять следующие характеристики техногенной цивилизации: ускорение темпов развития, смена экстенсивного развития интенсивным; механизация производства; механизация общественной жизни, представление об обществе как механической; рациональность мышления, нацеленного на использование научных знаний для развития эффективности производства; объяснение природы как объективной и закономерной материи; урбанизация; культ науки и идеи прогресса

Человек в этой системе отношений рассматривается как аналог машины, что порождает известную всем сегодня привычку к регуляции собственного рабочего дня, отдыха, и жизнедеятельности в целом.

Техногенная цивилизация открыта, она принципиально направлена на покорение мира вокруг, экспансию. В рамках подобного процесса как правило действует линейная логика «кто не с нами, то против нас», наиболее ярко реализуемая сегодня в проекте «Pax Americana». Человек в подобной ситуации оказывается зависимым от технологических ритмов и нужд промышленности. Динамичное развитие техники приводит к тому, что современный человек не успевает за ее ускоряющимся темпом – отсюда разрыв между внешними условиями человеческой жизни и ее внутренними потребностями. Это особенно отчетливо проявилось в ходе появления и становления постиндустриального (или информационного) общества.

Под информационным обществом обычно понимают особый этап социально-экономических отношений, сложившийся во второй половине XX века и предполагающий в качестве важнейшей общественной ценности информацию. Из вспомогательного средства трудовой деятельности, она превращается в самостоятельный фактор общественных отношений. Характер протекания информационных процессов оказывает влияние на трудовую и повседневную жизнь, профессиональные знания и структуру общества, открывая новые возможности и ставя новые проблемы. Информационная технология активно влияет на духовную культуру, формируется медийная культура. Однако, ресурсы человеческого сознания оказываются не в состоянии охватить во всей полноте получаемую информацию, что порождает новые формы зависимости.

Развитие социально-экономических отношений европейской цивилизации привело к появлению в XX веке еще одной формы зависимости современного человека, который в современной философии принято обозначать термином «общество потребления». О данном социальном феномене на Западе заговорили с 70-х гг. XX века, вследствие того факта, что, несмотря на рост доходов и услуг в ведущих западных странах участились случае депрессии и суицида. Общество потребления – это общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением товаров и услуг, а также формированием соответствующей системы ценностей. Общество потребления представляет собой систему, организующую совместную жизнедеятельность людей таким образом, что манипулирование культурными кодами, вызывающими потребительские психологические установки, становится ее доминирующим содержанием. Эта система характеризуется массовым манипулированием культурными символами и формированием соответствующей иерархии ценностей, на вершине которой – покупка и регулярное обновление вещей.

В обществе потребления потребление сделалось главным содержанием социальной жизни. Потребление является не только основой данного общества, реализуя себя через его политические, экономические и социальные институты, но и его целью. Искажению подвергаются и сфера производства (промышленность ориентируется на потребление все больших ресурсов) и сфера развлечения (жизнь человека вращается вокруг поглощения не всегда необходимых ему товаров и услуг). Манипулирование товарами как важными знаками культуры подразумевают не столько способность товара удовлетворять человеческую потребность, сколько социальное значение, придаваемое обладателю товара в данной культуре. На первый план выходят уже не функциональные качества товара, а престижность обладания данным товаром, товар становится признаком социального статуса. Сознание потребителя постоянно занято выбором товара, купив который он может очень быстро охладеть к нему и почти не использовать.

Источник возникновения общества потребления лежит не только в социально-экономических отношениях, но и в сфере социально-психологической мотивации. Человек обладает врожденным набором потенциальных способностей, которые могут быть развиты, и спектр которых необычайно широк. Кроме того, в человеке есть разнообразные влечения к осуществлению заложенного потенциала. Реализация способностей и качеств человека, с одной стороны, сопровождается удовольствием и является непосредственно привлекательной и самоценной, а с другой стороны, требует постоянного возобновления усилий, вследствие чего часто оказывается неосуществленным. Отсутствие реализации заложенных способностей приводит к психическим расстройствам, человек ощущает подавленность и дискомфорт, неудовлетворенность, потерянность и отчужденность. Психическую неудовлетворенность можно либо заглушить другим, более сильным раздражителем нервных рецепторов, т.е. отвлечь, либо притупить общую чувствительность психической системы, либо попытаться подменить внешними атрибутами успеха, придавая вещам культовое значение. Средствами для этого могут выступать: туристические поездки, экстремальные виды отдыха, просмотр телепередач и представлений, коллекционирование, чревоугодие, азартные и компьютерные игры (отвлекающие от психического дискомфорта), а также употребление алкоголя, наркотиков (притупляющие чувствительность нервной системы). В результате человек также оказывается в определенной зависимости от дальнейшего процесса потребления.

Не менее важным вопросом является проблема «среднего человека». Впервые данное понятие получило существенное обоснование в работах испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета, а также немецкого философа Г. Маркузе, хотя образ данного социального типа был в определенном смысле представлен еще в философии К. Маркса, Ф. Ницше и К.Н. Леонтьева. Понятием средний человек принято обозначать особый тип общества, главную роль в котором приобретают массы людей не выделяющиеся из своей среды, имеющие одинаковые потребности, привычки и ценности. Подобное господство проявляется в политических, экономических отношениях, принципах социальных отношений, характере культуры. Феномен «среднего человека» появляется в европейском обществе в связи с развитием капиталистических отношений, породивших феномен массового труда на предприятиях. Поскольку массовый труд является разделенным, то это с необходимостью порождает отсутствие осознания целостности изготовляемой вещи (как было в рамках ремесленного производства), что в итоге приводит к соответствующим социальным и психологическим последствиям – представлению о заменяемости любого человека на предприятии и индивида в обществе. Всеобщая заменяемость в свою очередь порождает обезличенность рабочей массы, а тяжелый физический труд – практически не оставляет времени на духовное развитие. Развитие демократических институтов в Западной Европе и США во второй половине XIX-ХХ веках, при всем их позитивном основании, выводит на арену истории именно средние массы людей, являющихся источником определенных ценностей и интересов, не всегда связанных с высоким уровнем культуры. Развитие общества потребления превращает вкусы и привычки данных людей в эталон и нормы всеобщего поведения. Среди важнейших особенностей данного типа традиционно выделяют: ослабление критической способности суждения, стандартизацию всех процессов жизни, маргинализацию, одномерное мышление и как следствие – упрощение языка, потребностей и ценностей.

Определенной попыткой выхода из сложившейся ситуации является изменение самого человека, его мировоззренческих позиций и ценностей. Это, в свою очередь, предполагает особе отношение к знаниям, получаемым в процессе обучения и дальнейшего послевузовского образования. Наибольшую роль на данном этапе играет именно философия, поскольку она выступает как обобщающее знание, а также как определенные размышления по поводу уже достигнутых знаний.

Рекомендуемая литература:

1. Сапожников Е.И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии. – 2007. - №10.

2. Бордрийяр Ж. Система вещей. - М.: Лань, 1997.

3. Бордрийяр Ж. Общество потребления. - М.: Республика, 2001.

4. Розин В.М. Философия техники. - М.: NOTA BENE, 2001.

5. Ясперс К. Духовная ситуация времени / Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

6. Х. Ортега и Гассет Восстание масс // Вопросы философии. – 1989 - №3-4.

7. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. - М.: Эксмо, 2001.

8. Дебор Ги Общество спектакля. - М.: Аграф, 2001.